Стратификационный подход в анализе структуры студенчества включает неравенство по имущественному, жилищному или профессиональному и поселенческому признакам, усугубляется тем, что многие из них вынуждены подрабатывать. Накапливается усталость, сокращается время на восстановление жизненных сил, сужаются границы свободного времени. Появляется соблазн поступиться качеством исполняемых статусных ролей. Кроме того, социально различные условия существования и жизнедеятельности вузовского контингента студентов закрепляют статусно-иерархическое неравенство в системе высшего образования.

Рассмотрим устойчивую тенденцию – выделение типа студента-работника в структуре российского студенчества. В  данной социальной группе имеется следующая структура источников средств существования студентов: 1) стипендия; 2) средства родителей; 3) собственный заработок. Жизненное обеспечение студента возлагается практически на родителей и самих студентов. Иерархия источников средств существования единая у всех групп студентов, различающихся по социальному происхождению. Это свидетельствует о том, что собственный заработок имеет для всех групп студентов примерно одинаковую значимость. Студенты-юноши работают чаще, чем девушки. Собственный заработок занимает большое место в структуре доходов юношей, чем девушек (24 % и 10 %). Студентки, реже работая и меньше самостоятельно зарабатывая, чаще находятся на иждивении родителей. Студентки нередко живут на средства супруга, женатые студенты на средства жены практически не опираются.

Среди малообеспеченных студентов большое значение в структуре бюджета занимает стипендия, значимость помощи родителей ниже средней. Собственный заработок более значим, чем для других групп, у студентов, живущих в общежитии, у семейных студентов, у имеющих детей, у выходцев из малообеспеченных семей.

Иерархия мотивационных приоритетов, побуждающая студентов работать, показывает, что необходимость обеспечивать себе средства существования играет второстепенную роль. Удовлетворение материальных потребностей студентов – не единственный мотив, заставляющий студентов искать работу. Помимо экономических, большое место занимают потребности, связанные с будущей профессиональной деятельностью: налаживание социальных контактов и связей, самореализация в профессии, общение.

Анализ побудительных мотивов, по которым студенты работают или ищут работу: 1) потребность поддерживать «статусное» потребление; 2) как необходимость обеспечивать себе средства существования, оплачивать жилье,  поддерживать свою семью. Одновременно выделяется блок менее значимых мотиваций, связанных с потребностями расширять источники знаний, необходимых для будущей профессии, осваивать сферы общения, налаживать контакты и связи. При этом у малоимущих студентов ведущие мотивы занятости связаны с необходимостью обеспечивать себе средства существования, у студентов же из состоятельных семей в структуре мотивов более заметную роль играет стремление к профессионализации, к налаживанию связей, необходимых для успешной профессиональной интеграции.

Сегодня вторичная занятость в среде студенчества приобрела массовый характер. Спрос и предложение на студенческий труд совпадают, так как современный рынок труда требует тип работника промежуточного уровня квалификации, а студенчество заинтересовано во временной занятости. Дополнительная работа оказывает влияние на академическую успеваемость, вызывает перераспределение бюджета времени студента в сторону сокращения часов, отводимых на посещение занятий и на учебную подготовку.

Работа студентов старших курсов чаще приобретает квалифицированный характер, в этот период устанавливается более тесная связь между занятостью и изучаемой профессией. Найденная студентом работа может стать его основным  местом труда после окончания вуза.

Услугами студентов пользуется в основном негосударственный сектор: частные предприятия и частные лица. Большинство работающих студентов трудовые отношения с работодателем не оформляют юридически. Чаще всего юридически оформляются трудовые отношения на государственных предприятиях. 53 % работающих на них студентов имеют трудовые книжки. У частных лиц не оформлены трудовые отношения у 90 % работающих студентов. Сфера частного предпринимательства наиболее мобильна, гибка. Менее регламентированы условия найма. Поэтому чаще именно здесь концентрируется работа студентов.

Труд студентов выгоден предпринимательским структурам, которые имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой студенческого труда.

Студент, будучи временным работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела. Работающий студент тем более равнодушен к юридическому оформлению своего статуса работника, чем более случайной является выполняемая им работа, чем больше разрыв между работой и той специальностью, которую студент приобретает в вузе. Среди студентов, обладающих трудовыми книжками, доля тех, у кого работа совпадает с профессией, приобретаемой в вузе, больше, чем в группе не имеющих трудовых книжек. Самая большая доля не оформивших свои трудовые отношения – среди тех студентов, работа которых не имеет никакой связи с учебой.  Таким образом, чем более работа оторвана от специальности, которую студент приобретает в вузе, тем чаще он индифферентен к своей трудовой позиции, довольствуется положением «нелегала». Создавшаяся ситуация может являться источником дискриминации студентов на рынке труда.

Работа способствует профессиональной интеграции, даже если она не совпадает со специализацией, поскольку расширяет сферы общения, контакты,  позволяет накапливать  социальный   опыт. Если характер трудовой деятельности совпадает с изучаемой профессией, то она является своего рода компенсацией во многих случаях малоэффективной на сегодняшний день вузовской практики по специальности. В ситуации, когда направления на работу получает менее половины выпускников вузов, их вторичная занятость, соответствующая получаемой специальности, может стать полноценным местом работы после получения диплома. Если студент занят по специальности, которой он собирается посвятить себя после окончания вуза, то он тем самым приобретает практический опыт, наличие которого является обязательным условием при приеме в большинство престижных организаций и фирм.

Авторы: Мирошникова А.В., Здоренко С.И. 

Литература

  1. Могильчак Е.Л. Экономические ориентации студенчества – их взаимосвязи и методы формирования //Социс. 2005. № 10. С.15.
  2. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: Ориентации и пути в сфере образования (от 60-х годов к 2000-му). М., 1999. С.49-53.
  3. Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01 Независимого института социальной политики /Отв. ред. С.В. Шишкин. М., 2003. С.7.
  4. Константиновский Д.Л. Российский студент сегодня. М., 2002. С.69-75.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *