Судебная система представляет собой совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ [1];
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета [2].

По процессуальной компетенции суды подразделяются на суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Автономность судебной власти предполагает наличие собственной системы органов, структурно организованных в единый механизм и наделённых полномочиями осуществлять функции государственной власти от имени РФ [3].

Действующая Конституция России, учреждая судебную власть, определила основные параметры системы её органов, признанных осуществлять правосудие. В частности, она содержит положение о порядке установления судебной системы (ст. 118 п. 3) и норму об учреждении высших судов России (ст. 125, учреждающая Конституционный Суд РФ и устанавливающая основы его статуса и полномочий; ст. 126 об учреждении Верховного Суда РФ в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; ст. 127, устанавливающая, что «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел) [1].

Структура как судебной системы в целом, так и состав отдельных её элементов и подсистем устанавливается федеральным конституционным законодательством, принятием в развитие  указанных конституционных норм. Это законы «О судебной системе РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О Конституционном суде РФ», «О военных  судах РФ», «О мировых судьях в  РФ» [4]. Однако правовое регулирование организации системы органов, осуществляющих судебную власть, на сегодняшний день не завершено. Таким образом, можно сказать, что судебная система РФ сегодня имеет сложную развитую структуру, которая сформулирована  по принципам специализации и (конституционные суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции) и принципам государственно-территориального подчинения (федеральные суды и суды субъектов РФ).

Согласно Конституции РФ (ст. 118 п.2) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства – конституционного, гражданского, административного и уголовного [1].

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

  1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
  2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

  1. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимые  друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Проанализировав судебную власть в современной России и основы деятельности судов  Российской Федерации можно сказать, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защиты конституционных основ общественного строя и  прав граждан России. Но всё же  судебная власть и документы, которые ее регламентируют, еще далеки от совершенства.

Автор: Тамбовцева Е.Е. 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  2. Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство / В.А. Лазарева // Государство и право. – –  № 5. –  С. 49-50.
  3. Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России / В.Н. Галузо. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2000. – С. 47-49.
  4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 1; Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 18; О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994. № 1-ФКЗ  // СЗ РФ. – 1994. – № 13; О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 26; О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 дек. 1998. № 188-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 51.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *