Глубокие изменения в экономическом поведении, мировоззрении и культуре воронежцев в конце 1980-х годов были во многом обусловлены политикой гласности, которую провозгласил М.С. Горбачёв. Долгие годы коммунистическая партия полностью контролировала информационное поле страны, не давая «вражеским голосам» (таким, как «Голос Америки», «Свобода», «Свободная Европа») проникать в умы и сердца советских людей, осуществляя глушение этих радиостанций. Получать зарубежную телевизионную картинку в те времена было технически невозможно. Средства массовой информации и книги цензурировались, а с самиздатом велась непрерывная борьба. Руководители СССР не без оснований полагали, что идеология является скрепляющей силой советского общества и всякое вольнодумство недопустимо. В этом вопросе коммунистическая партия оказалась достойным продолжателем традиций российского самодержавия.
Но со временем, образно выражаясь, давление в герметичном сосуде информационно непроницаемого государства возрастало. Люди хотели знать больше о жизни за границей, о которой они могли судить лишь по дефицитным импортным товарам, по иностранным кинофильмам и рассказам тех, кому удалось повидать мир (моряков, инженеров, военных, артистов, спортсменов, творческих работников). Зачастую это приводило к тому, что у советских людей складывалось благодушно-оптимистическое видение капиталистического общества, которое обходилось без товарного дефицита и больших очередей.
Ощущение того, что от них скрывают полную картину, ограничивают в свободе получения информации, зрело в советском обществе. В то же время официальная идеологическая и пропагандистская машина работала по старинке, не предлагая новых методов имиджевой, социальной и политической рекламы, направлений воздействия «мягкой силой», сбиваясь на обличение американского империализма и западного бездушного образа жизни.
Чтобы не дать этому внутреннему давлению взорвать «информационный котёл» общества, М.С. Горбачёв объявил о политике гласности и сам стал первой телезвездой, часами не сходившей с экранов телевизоров. Постоянные встречи генерального секретаря партии с лидерами западных стран указывали на сближение позиций советского блока и капиталистических стран, создавало уверенность в прекращении идеологического и военного противостояния, наступления эры свободы и рынка.
Сказанное касается политических и идеологических аспектов, за которыми последовали экономические и правовые действия. 26 мая 1988 года был принят основной экономический правовой акт горбачёвской перестройки – Закон о кооперации в СССР. Вместе с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года они составили правовую базу для возрождения бизнеса в стране, открыли возможности для деловой инициативы, легитимировали малый бизнес, создали первые частные предприятия. Практически в это же время, 12 июня 1990 года, Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в котором было прямо указано, что «цензура массовой информации не допускается» (см. Отмена цензуры). Тем самым были заложены принципиально новые основы функционирования СМИ, качественно изменилась ситуация со свободой слова в нашей стране.
Таким был идеологический, политический и социально-экономический фон для воронежских СМИ в конце 1980-х годов. Этот короткий этап в несколько лет был настоящей информационной революцией для Воронежского края, повлиявшей на создание новых смыслов, образов, ценностей, положившей начало формированию коммерческих СМИ, создания целой отрасли бизнеса в воронежской экономике. За первой информационной революцией 1988-1991 гг. почти сразу последовала не менее грандиозная вторая революция, связанная с переходом на цифру. В этот период 1996-2000 гг. бумажные издания начали упорно бороться за своё выживание с появляющимися вебсайтами интернет-газет, журналов и публикациями частных лиц со всего света. Конкуренция разворачивалась нешуточная — особенно если учесть, что электронные издания были более оперативны, круглосуточны, не знали государственных границ и давали свои материалы бесплатно. Сошлись в схватке две модели издательского бизнеса — «бумажная» и «цифровая». Традиционные газеты (не только воронежские, но и центральные) не понимали, как им действовать — оставлять всё как есть, создавать свой параллельный сайт, работая на электронном и офлайновом рынке, или же полностью «уходить в цифру». И если давать материалы в Интернет, должны ли издания в электронной форме дублировать бумажную версию?
Каждая модель имела свои достоинства и недостатки, а также своего потребителя. Противостояние указанных схем остаётся и к 2020 году, с той лишь разницей, что внутри интернет-СМИ также стали практиковаться разные подходы — полностью открытая модель, основанная на рекламе, распространение материалов только за плату (по подписке), смешанная модель с частично открытыми публикациями.
Но вернёмся вновь в ХХ век. В советское время в Воронеже и области издавались две главные областные газеты – «Коммуна» и «Молодой коммунар», а также десятки районных и заводских многотиражек (стенгазеты и боевые листки мы в расчёт не берём).
В 1925 году в Воронежском крае появляется первое проводное радио, а в 1954 году организуется и собственный телецентр (см. Воронежское телевидение). Правда, в сентябре 1955 года в Воронежской области насчитывалось всего 1500 телевизионных приёмников марки «Ленинград», «Темп», «Авангард», «Север» и др., о чём тогда сообщала газета «Коммуна». [1] Однако ко времени перестройки практически каждая воронежская семья имела в доме телевизор. Вещание осуществлялось на двух кнопках – по первому и пятому каналу.
Тираж газеты «Коммуна» к концу 1990-х годов составлял 172 тысячи экземпляров – невиданная по нынешним меркам величина. Тираж «Молодого коммунара», который имел более молодёжную читательскую аудиторию, был примерно вдвое меньшим.
Интересным представляется и выборочное исследование читательской аудитории одной из воронежских районных многотиражек — подгоренской газеты «Вперёд». Оказалось, что её читатели — в основном пенсионеры. По данным районного отделения связи газету на тот момент выписывали 7150 читателей. Из них 1496 человек жили в рабочем посёлке, а 5654 — в сельской местности. Колхозники составляют 26,8% от общего количества подписчиков; рабочие — 17,2%; пенсионеры — 46,3%, интеллигенция — 5,9%, служащие — 3,8%. [4]
Экономическая модель работы воронежских газет основывалась на подписке и розничных продажах. При этом редакции имели право публиковать объявления и рекламные материалы, за которые взималась определённая плата. Если какая-либо газета становилась нерентабельной из-за падения тиражей или роста редакционных расходов, им выплачивались бюджетные дотации. Заводские, или как мы сейчас бы сказали, корпоративные издания, финансировались за счёт средств предприятий-владельцев. Те журналисты, которые успели поработать в периодических воронежских изданиях, хорошо осознавали их благоприятные коммерческие перспективы. Надо было лишь скорректировать контент, давать больше занимательных, познавательных и развлекательных материалов, избегая злоупотреблением производственной, партийной и советской тематикой с бесконечными пленумами, отчётами, докладами, наставлениями.
После появления первых частных кооперативов в 1988 году и малых предприятий двумя годами позже, в соответствии с законами, упомянутыми выше, в Воронеже и области стали учреждаться первые негосударственные газеты. Первой из них в Воронежской области стала борисоглебская газета «Провинциальные ведомости», которую зарегистрировал местный горисполком. Об этом факте сообщил «Молодой коммунар» 25 сентября 1990 года. [2]
В том же, 1990 году, была учреждена такая газета, как «Воронежский курьер». Она имела востребованную тогда либеральную направленность и пользовалась немалой популярностью – впрочем, как и «Воронежская неделя», выросшая в самостоятельное издание из обычной телепрограммы на неделю. В 1990 году начала свою работу и газета «Берег».
Чуть позднее на медийный рынок Воронежа стали выходить сильные игроки чисто коммерческой направленности – газеты объявлений «Ва-банк», «Из рук в руки», «Камелот». Из этого же «низкого» сегмента выросла и ныне ведущая интернет-газета области – издание «Моё».
Бизнес-модели этих газет существенно отличались от традиционных схем работы «Коммуны», «Молодого коммунара», «Воронежского курьера» и других более или менее респектабельных изданий. Пользуясь тем, что власти позволили им учреждать и печатать газеты, владельцы новых изданий стали уделять основное внимание платным объявлениям, за которые взимали плату с заказчиков. Достаточно было организовать где-нибудь в центре приёмный пункт объявлений. Собранных денег вполне хватало на то, чтобы публиковать материалы огромными тиражами и доставлять их бесплатно к почтовым ящикам воронежцев. Таким газетам не нужна была подписка, вхождение в сеть «Союзпечати», не требовался многочисленный и хорошо оплачиваемый журналистский коллектив, командировочные расходы и прочее. Такие «бесплатные» издания попортили много крови традиционным воронежским газетам, которые уделяли немало внимания квалификации авторов, работе с письмами читателей, фотокорреспонденциям, подготовке и взятию интервью, написанию фельетонов, привлечению внештатных авторов.
Правда, редактор «Вечернего Воронежа» (газета стала выходить в 1992 году) Александр Пирогов отмечал в интервью «Коммуне» в апреле 1993-го, что «газетное дело убыточное. Продавать номер по 25-30 рублей сегодня просто невозможно… Апрельское повышение (почти в три раза) стоимости типографских услуг — серьёзное испытание на прочность». [3]
Забегая вперёд, констатируем, что распространение в Воронеже и области к концу 1990-х годов персональных компьютеров и присоединение их к сети Интернет выбило из-под газет объявлений коммерческую основу, поскольку удобней стало размещать и читать объявления в Сети — причём бесплатно.
И всё-таки начальный этап становления независимой прессы в Воронеже сыграл свою положительную роль. В жёсткой конкуренции изданий различных типов (в том числе федеральных — с местными вставками) формировалась новая информационная среда, деловая журналистика, экономическая, социальная и политическая аналитика, газеты, способные существовать без государственной поддержки, за счёт рекламы и пиара. Прошедшие это горнило воронежские журналисты к 2000- и 2010-м годам станут опытными редакторами и менеджерами, понимающими роль маркетинга и интересы массовой аудитории. Но к этому аспекту мы вернёмся позже.
Источники:
- Коммуна. 1955. 9 сент.
- Молодой коммунар. 1990. 25 сент.
- Коммуна. 1993. 17 апр.
- Коммуна. 1993. 8 апр.