На истекшей неделе Фонд Общественное мнение (ФОМ) провёл опрос населения по теме освещения в СМИ экономической ситуации. Опрос проводился 8 и 9 октября в 104 населённых пунктах РФ, было опрошено 1500 респондентов. Вводный вопрос социологами был сформулирован о доверии и недоверии российским СМИ – телевидению, радио, газетам. Оказалось, что уровень недоверия существенно вырос: если в августе 2015 года лиц, не доверявших отечественным СМИ был 41%, то к 9 октября 2016 года их стало больше на десять процентных пунктов, т.е. 51%. И, напротив, численность доверяющих уменьшилась с 47 до 40%.
Ответы на вопрос: «Как вы считаете, российские СМИ сегодня освещают ситуацию в российской экономике объективно или необъективно?» были такими: объективно – 32% (37% в августе 2015 г.), необъективно – 46% (41% в августе 2015 г.).
На вопрос о полноте информации респонденты отвечали следующим образом: полно – 20% (27% в августе 2015 г.), неполно – 61% (53% в августе 2015 г.).
В завершающем вопросе социологи спросили: «Как вы думаете, в действительности положение дел в российской экономике сегодня лучше, чем сообщают СМИ, хуже или примерно такое, как сообщают СМИ?» И здесь исследователи зафиксировали возрастание недоверия к СМИ. Так, 46% россиян заявили, что положение в экономике хуже, чем сообщают СМИ (в августе 2015 г. таковых было 43%), лучше – 7% (6% в августе 2015 г.), такое же, как сообщают СМИ – 28% (33% в августе 2015 г.).
Какие же выводы можно сделать из опубликованного исследования ФОМ? В первую очередь следует отметить то, что массированная пропаганда, запущенная в эфир после событий 2014 года и связанная с началом информационной войны, повысила критичность россиян к продукту СМИ. Второй момент состоит в том, что сведения, доносимые СМИ до пользователей, носят выборочный характер. Трактовки событий также носят одностороннюю интерпретацию. Таким образом, для возвращения доверия к СМИ следует предоставлять пользователям более полную и правдивую информацию из уважаемых и не скомпрометировавших себя источников. Журналистов с подмоченной репутацией следует отдалить от СМИ.