Строительство железных дорог в России началось в середине XIX столетия. Одной из первых дорог была современная Юго-Восточная магистраль, стосорокалетие которой отмечалось в 2006 году. По традиции юбилеи принято ознаменовывать особыми успехами, которые были достигнуты благодаря профессионализму, энтузиазму и упорному труду железнодорожников.

В настоящее время трудно найти железную дорогу России, где бы не трудились высококлассные специалисты. ЮВЖД одна из них. Однако во второй половине XIX века существовала огромная потребность в профессиональных кадрах для работы на железной дороге и в юбилейный год важно вспомнить историю создания тех заведений, которые занялись решением этой проблемы. В связи с этим большую актуальность представляет вопрос создания общеобразовательных учреждений при Юго-Восточной железной дороге.

В 70-х годах XIX века в связи с ростом и развитием железнодорожного транспорта возросла потребность в квалифицированных специалистах. Ощущался острый недостаток в опытных и знающих свое дело машинистах, дорожных мастерах, телеграфистах, что, несомненно, отражалось как на эксплуатации дорог, так и на их содержании.

В России до этого времени не было никаких вообще учреждений, в которых бы готовили кадры массовых профессий. Поэтому нередко обращались к иностранным техникам, не знакомым ни с нашей жизнью, ни с нашим языком. Да и шли они работать неохотно. Чаще всего приходилось брать малограмотных русских ремесленников, не имеющих никакого представления ни о паровозе, ни о железнодорожных сооружениях, и из них подготавливать специалистов.

Назрела острая потребность в учреждениях, где бы готовили технических работников для транспорта. Именно поэтому организовывались первые железнодорожные училища, которые «существовали на средства от специальных пожертвований и отчислений из доходов, получаемых от эксплуатации железных дорог».1

В 1869 году было открыто первое в России Елецкое ремесленное железнодорожное училище на базе мастерских Орловско-Грязинской дороги 2. Оно предназначалось для подготовки ремесленников железнодорожного дела, особенно машинистов, дорожных и мостовых мастеров и телефонистов. 21 сентября 1878 года Общество Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги открыло Воронежское и Новочеркасское технические железнодорожные училища.3

Однако предполагалось учредить сначала техническое училище в Воронеже, как главном центре администрации дороги, а училище в Новочеркасске открыть со временем, когда будут средства для постройки дома и мастерской.

Благодаря особой заботе Г. Управляющего дорогою Н.Е. Ададурова и представившемуся случаю, приобретен был на весьма выгодных условиях, очень удобный для помещения училища и мастерской каменный 2-х этажный дом с двумя флигелями, надворным строением, садом и усадебным местом.

За приобретение этого имущества было заплачено наличными деньгами: владельцу дома – 12777 рублей 28 копеек, за совершение купчей крепости и  пошлин – 1094 рубля 20 копеек, итого: 13871 рубль 48 копеек. Затем приняты были все меры, чтобы училище могло быть открыто к назначенному сроку и при энергичном содействии со стороны управляющего дорогою, все было готово и открытие училища состоялось 21 сентября.

В течение первого учебного года, возможно, было открыть только первый специальный класс.

Второй специальный – был открыт по окончании курса первого класса; третий – по окончании курса второго класса.

Для поступления в училища требовалось удовлетворение следующим условиям: а) возраст не менее 11-ти и не более 17-ти лет; б) русское подданство; в) отсутствие физических недостатков, которые сильно препятствовали бы успешному отправлению железнодорожной службы. Для поступления в приготовительный класс требовалось знание главнейших молитв своего вероисповедания, свободное чтение и письмо по-русски, знание действий над целыми числами.

В уставе этих заведений от 29 июля 1878 года было сказано, что училища « – это технические открытые учебные заведения для доставления необходимого образования лицам, предназначенным к исполнению на железной дороге технических железнодорожных второстепенных обязанностей, как-то: машинистов, дорожных мастеров и т. п. ».1

С 21 октября 1886 года Воронежское техническое железнодорожное училище перешло в ведение Министерства путей сообщения по учебному отделу. А с 12 мая 1887 года училище причислили к первому округу Министерства путей сообщения.

С момента организации технического училища и по 1915 год его начальником работал статский советник Н.Н. Пантелеевский, он же преподаватель физики и теоретической телеграфии. Материальная база училища была невелика.

Об этом достаточно красноречиво говорят документы о расходах за 1906-1907 годы.

В отчете за этот период фигурируют такие данные:

1. Святое Евангилие в позлащенном окладе – 13 рублей.

2. Иконы Казанской Богоматери – 40 рублей.

3. Крест серебряный, позолоченный – 36 рублей 30 копеек.

4. Учебник пособий и орудий, ремесленных на сумму – 70 рублей.

5. На ремонтные расходы – 1225 рублей.

Общие расходы выражаются суммой в 16015 рублей 80 копеек 2

В 1906-1907 годах училище имело две стипендии имени Александра III по 120 рублей каждая и одну стипендию имени инженера путей сообщения Н.Е. Ададурова, состоящую из капитала в 3200 рублей, проценты с которого (160 рублей) давали возможность воспитываться в училище одному из ближайших родственников железнодорожного персонала.

Кроме этого поступали мизерные пожертвования от «великих князей» и других «благодетелей», выразившееся в сумме 240 рублей.

Плата за учебу взималась, сравнительно небольшая, не выше 10 рублей в год. Все учебные пособия ученики получали в училище безвозмездно.

Но, несмотря на первые удачные попытки открытия новых учебных заведений, России нужны были специалисты всех квалификаций. Поэтому, испытывая огромные трудности, открывались другие учреждения образовательного характера, среди которых, железнодорожные училища играли не последнюю роль.

В целом, появление первых учебных заведений при Юго-Восточной железной дороге позволили восполнить недостаток в квалифицированных специалистах, что, несомненно, положительно повлияло на эксплуатацию и содержание магистрали.

Автор: Мухина Н.Е.

Список использованных источников и литературы:

1. Воронежский техникум железнодорожного транспорта / Под ред. Ю.А. Росса. – Воронеж: Воронежский Университет, 1969. – 20 с.

2. ГАВО. Ф. И-64, оп. I, д. 308.

3. ГАВО. Ф. И-64, оп. I, д. 310.

4. Дорога вечной юности / Под ред. А. Грачева. – Воронеж: Воронеж, 2003. – 18 с.

1 Дорога вечной юности / Под ред. А. Грачева. Воронеж, 2003. С. 3.

2ГАВО. Ф. И-64, оп. I, д. 308, л. 97.

3Воронежский техникум железнодорожного транспорта / Под ред. Ю.А. Росса. Воронеж, 1969. С. 5-6.

1 ГАВО. Ф. И-64, оп. I, д. 308, л. 76-77.

2 ГАВО. Ф. И-64, оп. I, д. 308, л. 79.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *