Конец 2020 года ознаменовался масштабным скандалом с арт-объектом «Алёнка», возведённого в Нововоронеже и не принятого многими горожанами и гостями города по эстетическим соображениям. Аргументы противников «Алёнки» можно выразить в короткой фразе: «Это не искусство, это — кич». Арт-объект вызвал у наблюдателей и ценителей чувство неприятия и отторжения. Муниципальные власти, пожелавшие порадовать местных жителей необычной скульптурной инновацией, были неприятно удивлены и раздосадованы реакцией не только воронежских, но и российских СМИ, которые показали сюжеты об «Алёнке» по многим федеральным каналам, сопровождая кадры критическими комментариями.

Нововоронежская "Алёнка". 2020.

Нововоронежская «Алёнка». 2020.

Арт-объект «Алёнка» мгновенно стал знаменит. Мощная пиар-акция и последовавшая волна обсуждений сразу же повлияла на только что установленную стальную фигуру. Городские власти решили от греха подальше демонтировать «Алёнку» и вывезти в укромное место.

Но маховик славы «Алёнки» был уже запущен. По всей стране стали появляться желающие купить ставшую узнаваемой «Алёнку» и на предстоящем аукционе стартовая цена в 1 миллион рублей будет, по-видимому, быстро преодолена. Кому достанется арт-объект, государственным структурам или частным покупателям, покажет время.

Но справедливости ради надо сказать, что это далеко не первый воронежский памятник, который вызвал активное неприятие местных жителей. Правда, в советское время недовольство массового ценителя и искусствоведов не принимали во внимание. Дескать, сделали как смогли — примите то, что получилось.

Одним из таких эпизодов стало возведение и открытие 4 ноября 1969 года 6-метрового памятника Защитникам Воронежа на Левом берегу. Это была первая работа молодого скульптора В.К. Мельниченко (см. фото ниже).

Монумент Защитникам Воронежа. 1970-е гг.

Монумент Защитникам Воронежа. 1970-е гг.

Памятник сразу не понравился воронежцам и ветеранам Великой Отечественной войны. Угловатая фигура без погон, оружия и деталей одежды, с грубыми сварными швами ломала свастику. Кого она символизировала — было не очень понятно. Но, главное, горожане не признали скульптуру предметом искусства, который радует взгляд.

Чтобы не обидеть автора и незаметно избавиться от аляпистого «ломателя свастики», ветераны попросили власти города в конце 1980-х гг. возвести на месте памятника музей-диораму. Власти согласились. Металлическую фигуру без лишнего шума разобрали и отвезли на территорию авиазавода. Похитители цветных металлов довершили процесс ликвидации объекта.

Или возьмём другой пример. 22 октября 1976 года на площади перед Покровским собором был открыт 85-тонный памятник воронежскому поэту Алексею Кольцову, который по своей монументальности больше походил на фигуры пролетарских вождей (см. фото ниже).

Памятник А.В. Кольцову, установленный на Советской площади Воронежа

Памятник А.В. Кольцову, установленный на Советской площади Воронежа

Гранитная скульптура А.В. Кольцову, ростом более 10 метров, вызвала оторопь у воронежцев. Положительных отзывов она не вызвала. Позже памятник был демонтирован и перенесён городскими властями на одноимённую улицу в центре города.

Памятник А.В. Кольцову, перенесённый на Кольцовскую улицу. Март 2019.

Памятник А.В. Кольцову, перенесённый на Кольцовскую улицу. Март 2019.

Наконец, можно вспомнить и скандальную историю с фигурой мощного коня с огромными гениталиями. Этот арт-объект был установлен на территории загородной гостиницы «Яр». До демонтажа дело не дошло, а лишний пиар пошёл гостиничному комплексу на пользу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *