Конец 2020 года ознаменовался масштабным скандалом с арт-объектом «Алёнка», возведённого в Нововоронеже и не принятого многими горожанами и гостями города по эстетическим соображениям. Аргументы противников «Алёнки» можно выразить в короткой фразе: «Это не искусство, это — кич». Арт-объект вызвал у наблюдателей и ценителей чувство неприятия и отторжения. Муниципальные власти, пожелавшие порадовать местных жителей необычной скульптурной инновацией, были неприятно удивлены и раздосадованы реакцией не только воронежских, но и российских СМИ, которые показали сюжеты об «Алёнке» по многим федеральным каналам, сопровождая кадры критическими комментариями.
Арт-объект «Алёнка» мгновенно стал знаменит. Мощная пиар-акция и последовавшая волна обсуждений сразу же повлияла на только что установленную стальную фигуру. Городские власти решили от греха подальше демонтировать «Алёнку» и вывезти в укромное место.
Но маховик славы «Алёнки» был уже запущен. По всей стране стали появляться желающие купить ставшую узнаваемой «Алёнку» и на предстоящем аукционе стартовая цена в 1 миллион рублей будет, по-видимому, быстро преодолена. Кому достанется арт-объект, государственным структурам или частным покупателям, покажет время.
Но справедливости ради надо сказать, что это далеко не первый воронежский памятник, который вызвал активное неприятие местных жителей. Правда, в советское время недовольство массового ценителя и искусствоведов не принимали во внимание. Дескать, сделали как смогли — примите то, что получилось.
Одним из таких эпизодов стало возведение и открытие 4 ноября 1969 года 6-метрового памятника Защитникам Воронежа на Левом берегу. Это была первая работа молодого скульптора В.К. Мельниченко (см. фото ниже).
Памятник сразу не понравился воронежцам и ветеранам Великой Отечественной войны. Угловатая фигура без погон, оружия и деталей одежды, с грубыми сварными швами ломала свастику. Кого она символизировала — было не очень понятно. Но, главное, горожане не признали скульптуру предметом искусства, который радует взгляд.
Чтобы не обидеть автора и незаметно избавиться от аляпистого «ломателя свастики», ветераны попросили власти города в конце 1980-х гг. возвести на месте памятника музей-диораму. Власти согласились. Металлическую фигуру без лишнего шума разобрали и отвезли на территорию авиазавода. Похитители цветных металлов довершили процесс ликвидации объекта.
Или возьмём другой пример. 22 октября 1976 года на площади перед Покровским собором был открыт 85-тонный памятник воронежскому поэту Алексею Кольцову, который по своей монументальности больше походил на фигуры пролетарских вождей (см. фото ниже).
Гранитная скульптура А.В. Кольцову, ростом более 10 метров, вызвала оторопь у воронежцев. Положительных отзывов она не вызвала. Позже памятник был демонтирован и перенесён городскими властями на одноимённую улицу в центре города.
Наконец, можно вспомнить и скандальную историю с фигурой мощного коня с огромными гениталиями. Этот арт-объект был установлен на территории загородной гостиницы «Яр». До демонтажа дело не дошло, а лишний пиар пошёл гостиничному комплексу на пользу.