Общеизвестны огромные успехи, достигнутые Китаем за последнюю четверть века, в подъеме экономики и жизненного уровня народа, развитии науки и техники, образования и культуры. Эти успехи неразрывно связаны с деятельностью выдающегося государственного деятеля Китая -Дэн Сяопина, сумевшего вывести самую многонаселенную страну мира из состояния политического хаоса, нищеты и отсталости и направить ее на путь устойчивого социально-экономического развития. Дэн Сяопин, провозгласив политику рыночных реформ внутри страны и ее открытости внешнему миру, выдвинул стратегию «социалистической модернизации с китайской спецификой». Свой взгляд на китайские хозяйственные преобразования конца ХХ — начала XXI в. в КНР даёт Д. Регзенова.
Дэн Сяопин (1904-1997) родился в одной из деревень провинции Сычуань в семье, хорошо понимавшей значение образования. Здесь он окончил начальную школу. В 1920 г. по предложению отца уехал за границу — во Францию, чтобы учиться и работать. Там, восприняв марксизм, вступил в 1924 г. в ряды Коммунистической партии Китая. В 1926 г., находясь под угрозой высылки из Франции, выехал в Москву, где начал обучение в Университете имени Сунь Ят-сена, специально созданном для учащихся из Китая. И хотя обучение в Университете Сунь Ятсена было рассчитано на два года, не прошло и года, как Дэн Сяопин был отозван домой для практического участия в революции. Это было в конце 1926 г. И через год, в ходе первой революционной гражданской войны в Китае, когда Компартия была вынуждена уйти в подполье, Дэн Сяопин становится управляющим делами ЦК КПК.
В восхождении Дэн Сяопина на политический олимп и пребывании на нем было немало драматических моментов и событий. Его трижды снимали со всех руководящих постов, а затем восстанавливали. Причем было это как в период национально-освободительной революции в Китае (в 1933 г.), так и после образования КНР.
В 1966 г., во время «культурной революции», развернутой по инициативе Мао Цзэдуна, его сняли с постов генерального секретаря ЦК КПК, заместителя премьера Госсовета КНР и всех других должностей. В 1973 г. по предложению Мао Цзэдуна его восстановили в должности заместителя премьера Госсовета КНР, а в 1975 г. назначили заместителем председателя ЦК КПК, заместителем председателя Военного совета ЦК КПК и начальником Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Но уже через год, еще при жизни Мао Цзэдуна, его вновь сняли со всех постов. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) и разгрома «банды четырех» Дэн Сяопин был опять восстановлен на своих прежних должностях [2, с.212-214].
На этих постах Дэн Сяопин занялся претворением в жизнь принятого руководством КНР в январе 1975 г. курса на осуществление «четырех модернизаций» — сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники. Но прежде всего приступил к проведению «всестороннего упорядочения» всей подорванной в результате «культурной революции» административно-хозяйственной жизни, поставив задачи по созданию эффективной структуры управления производством, реформированию системы взаимоотношений центра и мест на основе передачи части полномочий низовым организациям, упрощению военного и административного аппарата, восстановлению нормативной базы, внедрению системы ответственности за руководство предприятиями и проведению в жизнь принципа распределения по труду.
Все эти решения в дальнейшем стали составной частью разработанной им программы модернизации Китая, что дает основания китайским исследователям считать 1975 г. началом формирования и проверки на практике основных идей Дэн Сяопина о проведении реформ и открытой политики, в первую очередь его центральной идеи о приоритете экономического строительства, сформулированной им еще в 50-е гг. [5, с.22].
В декабре 1978 г. в Пекине состоялся третий пленум ЦК КПК 11- го созыва. Он обобщил опыт предшествующего периода в строительстве социализма в Китае и осудил ошибки, допущенные главным образом во время «культурной революции» 1966-1976 гг. Было отмечено, что экономика страны более десяти лет топталась на месте, в результате чего в жизни населения Китая накопилось множество проблем. Пленум выработал установку на проведение указанных выше «четырёх модернизаций» — сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники, что должно было привести к улучшению материального положения народа. Таким образом, третий пленум положил начало новому этапу в развитии КНР — этапу реформ. На пленуме Дэн Сяопин и его сторонники, выступавшие за реформирование Китая, существенно укрепили свои позиции в КПК. С этого момента Дэн Сяопин становится главным реформатором китайской экономики и фактически главным руководителем страны [1, с.11]. После третьего пленума Дэн Сяопин сформировал ключевые теоретические и программные положения стратегии реформ.
Целью социалистической модернизации стало выведение Китая к середине XXI в. на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации — ускоренный экономический рост, качественное обновление экономики и повышение ее эффективности на базе развития научно-технического потенциала. Исходя из того, что наука есть «главная производительная сила», он относил ее развитие к важнейшим задачам экономического строительства, одновременно призывая к заимствованию передовых зарубежных научно-технических достижений. Постановка задачи по развитию науки и техники связывалась Дэн Сяопином с повышением роли интеллектуального труда в осуществлении модернизации и вообще положения интеллигенции в обществе.
Государственная основа — социализм, потому что он дает возможность обеспечить необходимую концентрацию материальных и людских ресурсов для ускоренного социальноэкономического развития и достижения всеобщего благосостояния, не допуская сосредоточения основной части общественного богатства в руках малой части общества. Но социализм в Китае строился с учетом национальной специфики, заключающейся в исторически сложившейся и объективно обусловленной социальноэкономической отсталости, в условиях дефицита пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. Поэтому с начала разработки стратегии модернизации Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой. Учитывая, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиально теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI в. [5, с.22-23].
Экономическую основу этой модели составляет общественная собственность на средства производства, при этом поощряется развитие несоциалистических секторов экономики, включая частный сектор. Дэн Сяопин отказался от буквалистского противопоставления плана и рынка, рассматривая и то, и другое лишь как средства в руках государства, не определяющие его сущность (поскольку при социализме, также как и при капитализме, используется и план, и рынок) и в период реформ 80-90-х гг. руководство КПК постепенно через ряд промежуточных этапов, расширяло роль рыночных отношений как главного регулятора развития экономики.
Основные средства осуществления модернизации — реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствии с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы в конечном счете повысить мировую конкурентоспособность Китая [5, с.23].
Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы. Политико-идеологическая надстройка характеризуется в его теории как диктатура пролетариата под руководством Компартии Китая. Политическая жизнь страны строится в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК и марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна ради обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ — политической стабильности. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались. Дэн Сяопин отказался от заимствования западной модели демократии с разделением трех ветвей власти и борьбой партий за власть, считая ее не подходящей для китайских условий. Содержание же реформы политической системы состоит в повышении эффективности существующей ныне системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами, и т.д. [5, с.23] .
Проведение в жизнь курса Дэн Сяопина неразрывно связывается с превращением Китая в современное правовое государство, управляемое на основе закона, при сохранении руководящего статуса Компартии и существующей в КНР системы собраний народных представителей и многопартийного сотрудничества под руководством КПК. За годы реформ был разработан огромный массив законодательных актов, регламентирующий все стороны экономической, государственной и общественной жизни.
Особое значение и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации придается правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без которой невозможно успешное проведение курса на модернизацию, поэтому вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находятся в центре внимания руководства КПК [5, с.24].
В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются развитие и мир, сохранение которого является гарантирует успешное проведение модернизации КНР. Особое значение для народов Китая и СССР имеет то, что взаимное преодоление прежних идеологических стереотипов и разногласий привело к нормализации советско-китайских отношений.
Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство — два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване, после их воссоединения с КНР, существующего там капиталистического строя.
Так, 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения. США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань как неотъемлемую часть Китая. 1 июня 1997 г. состоялась церемония перехода Сянгана под юрисдикцию КНР. 20 декабря 1999 г. правительство КНР осуществило восстановление суверенитета над Аомэнем.
При разработке программы социалистической модернизации Дэн Сяопин не имел готовых ответов на сложнейшие вопросы ее осуществления в столь огромной стране, какой является Китай. Разработка этой программы велась методом «переходить реку, нащупывая камни» — мочжэ шитоу го хэ). Данный лозунг употребляется в Китае в качестве синонима осторожного подхода к решению экономических проблем. Одним из главных факторов, предопределившим успех китайских преобразований, является постепенный, эволюционный характер реформенного процесса.
Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая после окончания разрушительной «культурной революции», приведшей страну к такой опасной ситуации, когда, по сути, надо было решать проблему спасения нации и государства. Важнейшей особенностью политики Дэн Сяопина было то, что она всецело была подчинена задаче наращивания совокупной государственной мощи и улучшению жизни народа. Отсюда — взвешенный и ответственный подход к последовательности, глубине и темпам преобразований, стремление по возможности избегать радикализма в принятии решений.
Дважды смещавшийся со своих постов Мао Цзэдуном Дэн Сяопин никогда не пытался подорвать авторитет своего предшественника. Проводя реформы, строя сильное государство, он не чернил предшествующий период истории КНР, в то же время отмечал и критиковал негативные моменты этого периода, содержавшиеся как в практике социалистического строительства, так и в идеях иных руководителей.
Опыт двадцати лет реформ показал, что Дэн Сяопину удалось вывести страну из состояния политической, социально-экономической отсталости и обеспечить начало ее поступательного развития.
Дэн Сяопин проводил реформы в тяжелейших исходных условиях, но все же смог вывести страну из состояния отсталости на путь социалистической модернизации. Так как крестьянство составляет большинство населения Китая, Дэн Сяопин начал реформы, в первую очередь, в деревне, дав крестьянам свободу распоряжаться продуктами своего труда. Коммуны и производственные кооперативы были демонтированы, вместо этого в деревне был введен семейный подряд: крестьянам передавались в пользование ( подряд, аренда ) земли ( обычно сроком на 3-5 лет ); крестьяне должны были после выполнения обязательств по продаже части выращенного урожая государству по твердым ценам делать отчисления в пользу бригад, оставшейся частью продукции крестьянский двор вправе был распоряжаться по своему усмотрению.
Переход к системе семейного подряда привел к повышению эффективности и росту темпов производства, высвобождению значительных излишков сельской рабочей силы. Политика жесткой изоляции, преграждая возможность миграции в города, способствовала концентрации избыточного труда на селе. Это фактически положило начало формированию новых направлений модернизации, но за пределами системы семейного подряда. Бурный рост неземледельческих форм производственной и хозяйственной деятельности, известных в Китае как поселково-волостные предприятия, свидетельствовал о новом этапе общественного разделения труда в деревне.
Затем стабилизировав ситуацию и создав основу для формирования рынка, в середине 80-х гг. приступил к широкому проведению реформы в городе. Он отбросил стереотипы уравниловки и призвал дать возможность на первом этапе достичь зажиточности части людей и части регионов, чтобы добиться ускорения общего экономического развития, которое позволит впоследствии подтянуть отстающие регионы, отрасли и т.д. Все предпринимаемые им шаги проходили в постоянном противодействии тем, кто оставался на позициях прежней модели социализма со всеобщим огосударствлением собственности и уравниловкой, а также тем, кто требовал отказа от социализма и заимствования западной системы демократии.
Важным фактором, предопределившим успех китайских реформ, является постепенный, эволюционный характер реформенного процесса. Дэн Сяопин уделял внимание активному изучению мирового опыта социально-экономического развития, он, тщательно изучив кризисную ситуацию в Китае, выявил особый социалистический путь развития для Китая. Дэн Сяопин взвешенно и ответственно подходил к последовательности, глубине и темпам преобразований, полагая, что реформы должны, прежде всего, проводиться в интересах общества.
Важной особенностью процесса модернизации являются сильная государственная власть. Эффективность реформ Дэн Сяопин видел в политической стабильности. Политическая система однопартийного доминирования обеспечивает, прежде всего, стабильность в обществе.
Также важной особенностью реформы Дэн Сяопина, которая определила ее успех, явились внешняя политика открытости и широкое привлечение иностранных инвестиций. Были созданы особые экономические районы (ОЭР), ориентированные на внешний рынок, также создавались открытые экономические зоны в приморских районах, беспошлинные зоны, открытые приморские города.
Дэн Сяопин начал экономическую реформу с самого слабого сектора экономики — сельского хозяйства, его подход к проблеме выбора пути и средств развития всегда носил комплексный характер, он основывался на учете общего баланса взаимодействия и взаимовлияния всех сфер жизни страны при принятии стратегических решений.
Другой важной особенностью китайской реформы называют отказ от одномоментной всеохватывающей либерализации цен и быстрой приватизации государственного сектора экономики.
Также достаточно длительное существование двух экономических систем — планово- распределительной и рыночной — явилось одной из характерных черт реформы. Происходило постепенное ослабление монопольного положения госсектора в промышленности, были созданы условия для относительно свободного доступа на рынок частных и коллективных предприятий, а также предприятий с участием иностранного капитала.
Дэн Сяопин в 1979 г. выделил две важнейшие особенности Китая, которые определяют специфику модернизации китайского типа — слабость экономической основы и многонаселенность. Одновременно он сформировал четыре основных идеологических и политических принципа: отстаивать социалистический путь, диктатуру пролетариата, руководство Компартии, марксизм-ленинизм — идеи Мао Цзэдуна.
На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» (Дэн Сяопин лилунь ) на начальной стадии социализма. Она рассматривается в качестве нового этапа развития марксизма в Китае, второго теоретического достижения в Китае после «идей Мао Цзэдуна» (Мао Цзэдун сысян ) и научной системы строительства социализма с китайской спецификой.
В условиях длительного реформирования всей экономической жизни страны на рыночной основе невозможно было избежать негативных явлений, таких как поляризация общества, разрыв в уровне развития города и деревни, возрастание коррупции на фоне бедности населения. Условия для этих явлений постоянно воспроизводятся самой рыночной средой и открытостью страны внешнему миру. Поэтому сохранение социально-политической стабильности во многом зависит от политической воли, умения и способности власти противодействовать негативным явлениям, ограничивая их масштабы и степень воздействия на экономику, общество и саму государственную власть, умения учитывать и регулировать интересы новых социальных слоев и решать возникающие в связи с этим противоречия.
В теории Дэн Сяопина китайские обществоведы выделяют учение о развитии, политическую идеологию, экономическую философию и другие аспекты. Сердцевиной учения о развитии является вывод о социалистическом характере модернизации КНР, единстве политики и экономики, гарантирующем, в отличие от СССР и стран Восточной Европы, социалистический путь Китая. Дэн Сяопин вышел на новый уровень понимания социализма, стержнем которого становится освобождение и развитие производительных сил, а система организации нацелена на избавление общества от эксплуатации, имущественной поляризации и достижение всеобщего благосостояния. Экономическая философия Дэн Сяопина основана на комплексном подходе к проблемам модернизации, увязывая воедино производственные отношения, надстройку, политическую систему, культуру, мораль, развитие самого человека и т.д. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина признано философское осмысление возможностей «использования шанса» для подъема производительных сил Китая, что успешно претворено в жизнь. Ядро политической идеологии Дэн Сяопина составляет политическая стабильность как гарантия успеха модернизации.
Реформы, начатые и проводившиеся под руководством Дэн Сяопина и в целом успешно продолжающиеся и сейчас, уже состоялись. Именно за это время Китай совершил невиданный скачок в развитии экономики и приведения китайского общества к уровню «среднего достатка», обретя прочный статус одной из сильных стран в мировой экономике.
Опыт проводившихся под руководством Дэн Сяопина реформ вызывает огромный интерес в России и в мире. Он основан на реальных успехах Китая, достигнутых в кратчайшие, по историческим меркам, сроки и на неизбежном сопоставлении китайского опыта реформ с реформами в последние годы существования СССР и постсоветской России.
См. также: Экономика современного Китая: «Идти по пути России»
Литература:
1. Белов Е. 20 лет экономических реформ // Азия и Африка сегодня. — №12. — С. 11-17.
2. Зотов В.Д. Дэн Сяопин — реформатор китайского социализма // Социально-гуманитарные знания. — 2007. — №2. — С.211-225.
3. Китай. — Пекин: Синьсин, 1999. — 288 с.
4. Михеев В. Эволюция социально-экономической модели развития Китая // Общество и экономика. — 2000. -№3-4. — С.148-188.
5. Смирнов Д . Дэн Сяопин и модернизация Китая // Проблемы Дальнего Востока. — 2004. — №5. — С. 21-29.
6. Сизикова В.А. Политика социалистической модернизации в Китае после 1978 года: шансы и вызовы // Социально-гуманитарные знания. — 2006. — №1. — С. 328-341.
7. Титаренко М.Л. Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. — М.: Восточная литература, 1999. — 735 с.
Полнее см. на КиберЛенинка