В России часто раздаются голоса, что в экономической модели следует ориентироваться на Китай, который показывает впечатляющие результаты с момента начала реформ Дэн Сяопина, т.е. с 1978 года. Однако является ли данная модель китайской? Учёные из Поднебесной так не считают, говоря о пути России, по которому следовать предписывал ещё Великий кормчий — Мао Цзэдун.
Предоставим слово самим китайским исследователям, которые прослеживают национальные традиции рынка издалека — с первой половины XIX века, и соединяют их с социалистическими принципами ХХ века.
Опиумные войны 1840 года привели к тому, что западная модернизация ворвалась в Китай, китайская цивилизация начала погружаться в процесс модернизации. Ведь только через трансформацию можно добиться перерождения. Трансформация проявляется не только в базисе производительных сил и экономики, она также должна проявляться в таких областях, как политическая структура, духовная культура и прочих элементах надстройки. В этот раз вызов столкновения с западной цивилизацией был гораздо более жестким и серьезным для китайской цивилизации, чем вызов столкновения с индийской цивилизацией, который переживался ранее. Однако на протяжении 170 лет мы добились огромного прогресса в процессе цивилизационной трансформации. Под влиянием китайской цивилизации произошла китаизация марксизма. Кроме того, этот процесс породил два великих достижения китаизации марксизма: маоизм и теорию социализма с китайской спецификой. Под руководством этих двух великих достижений государство стало независимым, народ стал свободным, страна стала богатой и могущественной, нация находится в процессе возрождения, а народ — в процессе обогащения.
В 1840 г. китайская традиционная культура столкнулась с западной капиталистической культурой; в процессе противостояния она терпела одну неудачу за другой. После поражения Синьхайской революции, особенно в период движения за новую культуру, передовые интеллектуалы Китая пытались, используя западную науку и демократические идеи, провести реформу китайской традиционной культуры, отбросив ее феодальные элементы и реформируя элементы, совпадающие с современными научными и демократическими идеями. Китайский народ, переосмысливая и впитывая в себя разнообразные западные социально-политические течения, в конце концов остановил свой выбор на наиболее прогрессивном направлении — марксизме-ленинизме. Широкое распространение марксизма-ленинизма способствовало становлению Коммунистической партии Китая, которая уделяла большое внимание культурному строительству. Мао Цзэдун в работе «О новой демократии» выдвинул концепцию строительства антиимпериалистической, антифеодальной национальной научной и массовой культуры. Китай вступил в эпоху всестороннего строительства социализма.
Трансформация китайской традиционной цивилизации в сторону современной цивилизации — это выбранный столетия назад путь, который Китай начал в 1840 году. Цивилизация зиждется на материальной, духовной, политической и ценностной основах. Великое возрождение китайской нации заключается не только в возрождении в материальной плоскости, гораздо более важным является возрождение в духовной, политической и ценностной плоскостях, которые заключаются в демократии, цивилизации и гармонии. Именно по этой причине на протяжении истории китайская традиционная цивилизация оказывалась на перепутье перед лицом выбора маршрута, последний сделанный выбор помог удержать марксизм и социализм в качестве ведущей идеологии и основного порядка трансформации. Опыт показывает, что «китайский путь» является великим путем китайской цивилизационной трансформации. Идя по этому пути, китайская цивилизация непременно сможет успешно осуществить процесс трансформации.
Буржуазное революционное движение. В попытке создать буржуазную республику революционная группа, руководимая Сунь Ятсеном (1866-1925), предпринимала неустанные усилия по свержению монархии и авторитарной системы в Китае. Хотя революция 1911 г. свергла феодальную монархию, из-за слабости самой национальной буржуазии не удалось построить устойчивую буржуазную республику. Это также означало, что буржуазия не была лидером в ту эпоху, и Китай не мог пойти по капиталистическому пути развития.
Китайский пролетариат выходит на политическую арену. Со времени основания коммунистической партии пролетариата в 1921 г. китайская революция приобрела новый импульс. Под руководством марксизма-ленинизма китайская революция последовательно добилась ряда значительных достижений и прогресса. Факты доказали, что лидерство Коммунистической партии Китая является правильным выбором для истории и народа: только социализм может спасти Китай. Предложение Мао Цзэдуна идти по пути России как раз и заключается в том, что необходимо объединить все силы в сложившейся ситуации и задать тон для развития страны, которая встает на путь социализма.
Влияние примера Советского Союза
Мао Цзэдун подытожил в работе «О народно-демократической диктатуре»: «В Китае есть много вещей, которые совпадают или похожи на те, что были в России до Октябрьской революции. Феодальное угнетение одинаково, экономическая и культурная отсталость похожи. Экономика и культура не достигли европейского уровня, что тоже аналогично. Страны отстают, а Китай отстает еще больше». Победа Октябрьской революции не только освободила Россию от царизма и привела к основанию первой в мире социалистической страны, но и дала пример революционного развития пролетарским партиям и революционным массам во всем мире. Был получен базовый опыт.
После победы Октябрьской революции внутренние и внешние условия советского государства быстро изменились, родилось новое общество, давшее отпор военной интервенции. Это государство добилось прогресса за очень короткое время. Советский Союз победил во Второй мировой войне, поддерживал рекорд 15 %-го роста промышленного производства каждый год в течение более десяти лет до Второй мировой войны. К 1939 г. объем производства машиностроительной промышленности увеличился более чем в 7,5 раз по сравнению с 1928 г. Национальная экономика перешла от уровня самой отсталой в мире до передовой в Европе и второй по величине в мире. Обозначив достижения СССР, Мао Цзэдун выразил идею о том, что они являются отличным примером для китайских коммунистов и китайцев, которые готовятся к обновлению страны, и это важная причина, по которой он выдвинул тезис «Идти по пути России».
Смысловые акценты тезиса «Идти по пути России»
Выражение «идти по пути России» является ярким и легко понимаемым в массах. У подавляющего большинства китайцев, которым в период новой демократической революции и первых дней основания КНР не хватало знаний, чтобы понимать философскую и политическую терминологию, призывы «идти по пути марксизма» или «идти по пути социализма» не нашли бы отклика. Тезис «Идти по пути России» конкретен и указывает прямо на образец развития. Кроме того, в то время в Китае марксистско-ленинские философские принципы и теория научного социализма были непопулярны. Использование научной терминологии для обозначения пути государственного строительства не способствовало бы быстрому резонансу среди широких народных масс. Название страны «Россия» было известно большому количеству людей из-за исторических и географических связей. В то время Россия, ставшая советским государством, действовала как страна-лидер, наряду с Соединенными Штатами, благодаря индустриализации, военной мощи и объединяющей народы национальной идее, она имела высокий международный статус и сильное дипломатическое влияние. Поэтому призыв «идти по пути России» имел сильное символическое значение и легко принимался широкой общественностью. Этот тезис работал как план для нового социалистического Китая и стимулировал путь выбора для китайцев, давал им веру и энтузиазм.
Следует также отметить, что тезис Мао Цзэдуна «Идти по пути России» имеет два значения.
1. «Идти по пути России» означает использование марксизма как руководящей идеологии. Марксизм — одна из самых влиятельных доктрин, объясняющая путь социального прогресса. Марксизм определяет природу людей исходя из идей исторического материализма и демонстрирует, что социальная история обусловлена динамикой средств производства от низкого до высокого уровня. Быстрый прогресс Советского Союза во многом был задан принятием марксизма и его интеграцией с практикой социалистического строительства. Советский Союз творчески адаптировал доктрину Маркса, благодаря чему мир узнал марксизм-ленинизм. Под влиянием Октябрьской революции китайцы открыли для себя и приняли марксизм. Именно Октябрьская революция подтолкнула передовые силы Китая к наблюдению за судьбой страны с марксистскими позициями и методами развития. Китайцы начали использовать марксизм для руководства практикой китайской революции. Как сказал Мао Цзэдун, «русская Октябрьская революция принесла нам марксизм-ленинизм».
2. «Идти по пути России» означает восприятие социалистического пути как направления и основного принципа развития общества. Эта установка оформилась в начале создания Коммунистической партии Китая, которая повела страну по социалистическому пути развития. Социалистический путь Китая был проложен от полуколониального и полуфеодального состояния общества. Чтобы по-настоящему встать на социалистические рельсы, Китай должен был сначала выполнить исторические задачи новой демократической революции, свергнуть империализм, феодализм и бюрократический капитализм и устранить препятствия для социалистической революции. После социалистической революции, когда оставшиеся факторы влияния прежних общественных систем были устранены, социалистическая система действительно смогла заработать.
Более того, поскольку Китай вступал на путь социалистического развития, находясь в низкой отправной точке, ему необходим был период полного развития производительных сил социализма, который требует довольно длительного времени.
Некоторые люди отрицали и критиковали тезис Мао Цзэдуна «Идти по пути России» и полагали, что это конкретный опыт и шаги по копированию советской революции и строительства. Важно также иметь в виду, что в установке Мао Цзэдуна «идти по пути России» видят причину допущенных в Китае ошибок социалистического строительства. Например, высоко централизованная система плановой экономики, чрезмерное развитие тяжелой промышленности привели к серьезному дисбалансу национальной экономической структуры. Эта критика распространена и сегодня. Причина такого недопонимания заключается в том, что тезис Мао Цзэдуна прочитывается поверхностно, в нем видят лишь копирование и подчинение. По нашему мнению, тезис «Идти по пути России» подчеркивает поиск собственного фундаментального направления марксизма-ленинизма, обращаясь за опытом к пролетарским революционным движениям мира. Мао Цзэдун сказал в работе «О народно-демократической диктатуре», что «китайцы обрели марксизм, проверенный русскими». Фраза «был проверен на практике русскими» достаточна для объяснения смысла тезиса Мао Цзэдуна. Русские действительно являются посредниками в понимании и изучении марксистской теории для передовых интеллектуалов в Китае в начале XX в. Принятие России в качестве образца подразумевало изучение передовых идей, а вовсе не подражание конкретному опыту Советского Союза.
Как реализовывался тезис «Идти по пути России»
Завершить наследие демократической революции. С 1940-х годов империалистические державы начали вторгаться в старый Китай, шаг за шагом наступая на ослабленную страну. Когда Мао Цзэдун предложил «идти по пути России», Китай только покончил с полуколониальным и полуфеодальным обществом. «Идти по пути России» означало создание и консолидацию новой государственной власти, ликвидацию класса эксплуататоров, преобразование капитализма, устранение остатков феодализма и сил гоминьдана, освобождение Тибета, острова Хайнань и других территорий для достижения национального единства. В то же время этот тезис настраивает против агрессии и вмешательства американского империализма и призывает китайских народных добровольцев оказать сопротивление США, помочь КНДР и защитить страну.
Быстрое создание относительно полной национальной экономической системы. Говоря о промышленном развитии в первые годы существования КНР, Мао Цзэдун в «Проекте Конституции Китайской Народной Республики» сказал: «Что мы можем производить сейчас? Можем производить столы и стулья, сделать чайники или бумагу, но машину, самолет, танк или трактор мы не можем построить» [2, с. 329]. Тезис «Идти по пути России» открыл новый путь для экономического строительства нового Китая. Советский Союз направил в Китай большое
количество экспертов и инженеров для экспорта основных технологий и производственного оборудования, тем самым оказав помощь КНР. Появилась программа «156 проектов». За короткий период времени с 1953 по 1959 г. в Китае была создана промышленная система, ориентированная на тяжелую промышленность. В то же время «первая пятилетка» была завершена досрочно, национальная экономика быстро росла и постепенно создавалась государственная социалистическая экономическая система.
Международный статус нового Китая продолжает улучшаться. В начале основания нового Китая западные империалистические страны, прежде всего США, не были готовы признать свою неудачу в Китае и приняли политику политического неодобрения, экономической блокады и военной осады социалистического Китая. Они создали ряд альянсов, подписали соглашения и сформировали кольцевое окружение, чтобы повлиять на КНР. В определенной степени в тезисе «Идти по пути России» учитывается пример Советского Союза по внутреннему строительству и развитию во время холодной войны, что сделало Советский Союз первой крупной страной, установившей дипломатические отношения с новым Китаем. В соответствии с международной и внутренней ситуацией в то время Мао Цзэдун предложил направление внешней политики и ее руководящий принцип «стоять на стороне социализма», формируя базу для дипломатии КНР и постоянно совершенствуя ее новый международный статус.
Развитие и современное значение тезиса Мао Цзэдуна «Идти по пути России»
От «идти по пути России» до «идти своим путем». Предложение Мао Цзэдуна «идти по пути России» основано на базовом опыте китайской новой демократической революции и на обобщении опыта Октябрьской революции и советского социалистического строительства. «Путь России» является основным принципом и направлением развития. На конкретном этапе реализации этого пути Мао Цзэдун и другие революционные пролетарские лидеры старшего поколения предложили пойти своим путем. В период новой демократической революции это был поиск нового революционного пути, основанного на китайской традиции, но под влиянием советского революционного опыта и теории.
В 1956 г. на XX съезде КПСС новый советский лидер Н. С. Хрущев подверг критике идеи сталинской модели строительства социализма. Китайско-советские отношения в тот период постепенно ухудшались на фоне того, что все мировое социалистическое движение вступило в период менее интенсивных связей. Хотя опыт Советского Союза был воспринят китайским руководством, ориентация на независимый путь строительства социалистического Китая постепенно возобладала и стала консенсусом в руководящих кругах. 29 декабря 1956 г. «Народная газета» опубликовала статью Мао Цзэдуна «Повторное обсуждение исторического опыта пролетарской диктатуры», в которой отметил: «Марксизм-ленинизм считает, что существуют общие базовые законы в развитии человеческого общества. Но в разных странах они реализуются по-своему. У нации есть много своих характеристик, поэтому каждая нация переживала классовую борьбу в разных формах, у каждой будет свой путь к коммунизму. Умелое применение универсальных законов марксизма в соответствии со своими национальными особенностями делает борьбу пролетариата всех стран успешной». Этот тезис свидетельствует о том, что руководство КНР пошло по пути сочетания основных принципов марксизма с конкретной реальностью Китая. Так тезис «Идти по пути России» вызвал к жизни формулу «идти своим путем», что стало очередным витком на новом этапе развития.
На партийном собрании, состоявшемся в марте 1979 г., Дэн Сяопин предложил четыре основных принципа, которых необходимо придерживаться Китаю при строительстве социалистического общества. Их можно рассматривать как развитие тезиса «Идти по пути России» на новом историческом этапе. В 1982 г. на XII Национальном конгрессе Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин во вступительной речи выдвинул предложение «идти своим путем и строить социализм с китайскими особенностями». «Идти своим путем» означает не только следование основным принципам социализма, но и поиск подходящих форм социалистической практики в изменившихся условиях.
С 2012 г. китайские коммунисты продолжают следовать по пути развития социализма с китайскими характеристиками. Си Цзиньпин сформулировал теорию социализма с китайскими характеристиками в новую эпоху. Его идеи сочетают основные принципы марксизма с национальными условиями Китая, в них представлены законы социального развития и закон партийного строительства, что воплощается в актуальном управлении страной. Мы видим марксистскую стратегию в сочетании с национальными условиями и реальностью Китая. Это действие китайского марксизма и обновленного принципа «идти своим путем».
Суть тезиса «Идти по пути России» состоит в том, чтобы поддерживать руководящую идеологию марксизма и придерживаться социалистического пути. Это выбор истории и выбор народа. Это основной принцип, которого всегда должны придерживаться страны, стремящиеся достичь успеха. В процессе наследования и развития тезиса «Идти по пути России» мы должны избегать двух недоразумений: 1) не стоит понимать этот тезис как полное копирование советско-российского опыта; 2) не стоит отказываться от пути научного социализма из-за распада Советского Союза.
См. также: Суть реформ Дэн Сяопина
Заключение
1. «Идти по пути России» означает необходимость придерживаться пути развития научного социализма. В 1950-е годы США и СССР боролись за мировое господство. Китай и другие социалистические страны при сложных внутренних и внешних обстоятельствах были сосредоточены на поиске способов построения социализма. В конце 1980-х — начале 1990-х годов драматические изменения в Советском Союзе и Восточной Европе потрясли мир. Какое-то время импульс антикоммунистического, антисоциалистического настроения и антимарксизма рос и развивался: на первом плане оказался провал социалистического опыта, бесполезность марксизма и «конец истории». Однако с течением времени эти аргументы обанкротились. Факты продолжают доказывать, что причиной радикальных изменений в Советском Союзе и Восточной Европе являлся не провал марксизма и научного социализма, а, наоборот, то, что правящие партии этих стран отклонились от марксизма и научного социализма. Сегодня, спустя 70 лет после основания КНР, социалистические преобразования реализуются в обществе уже более 40 лет. Крупная восточная страна, которая когда-то отставала от развитых капиталистических держав на одну или две сотни лет, сделала свой ВВП вторым по величине в мире и достигла больших успехов в национальном строительстве. Это прорыв в истории развития Китая, прорыв в истории социалистического развития и в истории развития человеческого общества. История развития КНР также красноречиво доказывает жизнеспособность марксизма и научного социализма. Пересмотр исторического опыта также подчеркивает, что западная буржуазия использовала ошибки Сталина, чтобы доказать ошибочность социалистического строя. Это совершенно необоснованно.
Что касается проблем, возникающих в практике конкретного социализма, то неудачи отдельных лидеров и их политики не могут распространяться на отрицание социалистической системы и отрицание идей научного социализма.
2. Призыв «идти по пути России» не отвергает возможности следования стезей социализма с китайскими характеристиками. В 1930 г. Мао Цзэдун в статье «Против догматизма» указал на догматическую тенденцию в деятельности партии и подчеркнул, что «победа китайской революционной борьбы зависит от того, насколько мы сами поймем Китай» [4, с. 115]. Мао Цзэдун традиционно делит советский опыт на две категории: базовый и специфический. Базовый опыт отражает закон конкретной стадии общественного развития, что претворяется в социальной системе социализма. Специфический опыт — это форма реализации данного закона, воплощенная в какой-либо социалистической стране. После второго национального конгресса КПК Китай воспринял базовый опыт Советского Союза в сочетании с фактическим положением китайской революции. Партия придерживалась революционного пути с китайскими характеристиками, революционной теории и практики «проникновения в деревню, а затем — захват города». Такая революционная дорога — хороший пример развития. Однако отметим, что в ранний период развития Китай преувеличивал советскую модель в конкретном опыте и буквально следовал тезису «Идти по пути России», в результате чего была внедрена высокоцентрализованная плановая экономическая система, ведущая к трудностям построения социализма. Только в новый исторический период реформ и открытости Китай постепенно освоил путь развития социализма с китайскими характеристиками, соответствующими национальным условиям страны.
Тезис «Идти по пути России» пережил этап сдерживания агрессии Запада, распада Советского Союза и сомнений китайцев. В новую эпоху, в новых условиях мы должны придерживаться идейной составляющей тезиса Мао Цзэдуна «Идти по пути России», различать и прояснять его неправильное понимание и четко определять свой выбор социализма, чтобы различать общий закон социалистического строительства и особые национальные условия, базовые принципы и конкретные практики, общие принципы и национальные особенности, базовый опыт и конкретный опыт. Только так мы можем продолжать следование по новому пути социализма с китайскими характеристиками и продвигать его к будущим рубежам.
Таким образом, тезис Мао Цзэдуна «Идти по пути России» основывался на особых национальных условиях и истории Китая в сочетании с марксистской мыслью о развитии научного социализма. Анализ этой теории не только имеет руководящее значение для Китая в деле продвижения по пути социализма с китайскими характеристиками, но и помогает ученым, исследователям и политикам во многих странах мира понять его, а также китайскую историю и культуру, способствует мировому культурному обмену.
Источники:
- Цзоу Сючунь, Ян Лянцзи «Идти по пути России»: опыт преобразований китайского общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т.13. Вып.3.
- Сунь Лэи. Китайский путь – модернизационная трансформация китайской цивилизации // Сравнительная политика. 2019. Т.10. №2.
- Сун Лэй. «Китайский путь» — путь социализма с китайской спецификой // Власть. 2017. №11.