Тамбовская область расположена в Чернозёмном центре Российской Федерации. К северу от нее — древняя рязанская земля, к югу — воронежские просторы, к востоку — Пензенская и Саратовская области, к западу — Липецкая. Словом, как в песне, которую очень любят тамбовцы: «С четырех сторон Россия, а над пятой — Млечный Путь». В целях защиты Московских земель от набегов татар с юга стали организовываться постройки городов и оборонительных линий, на что в 1634 г. был повсеместно объявлен сбор денежных средств. В 1636 г. царь Михаил Фёдорович Романов издал указ о строительстве на реке Цне города-крепости, а руководителем назначил молодого, но опытного воеводу Романа Фёдоровича Боборыкина. Заложен город был 17 апреля 1636 г. у слияния реки Студенец с Цною. Возводилась крепость спешно, но основательно, а спешили потому, что в любое время могла появиться конница татар, что и произошло в первый год строительства, однако противник в сей раз получил достойный отпор. Строительство крепости почти полностью завершили к октябрю этого года. Затем началось сооружение укреплений в уезде. Назван город был Тамбов (Тонбов) — от финно-угорского омут, топкий.

Роман Фёдорович Боборыкин выбрал сам место будущей крепости и лично составил план ее постройки и стал ее первым воеводой. Именно его можно считать основателем Тамбова. А две Боборыкинские пушки и сегодня стоят у входа в краеведческий музей Тамбова. Очень жаль, что в городе ни одна улица или переулок не носит имя его основателя. Более ста лет Тамбов вел бои и отражал осады, он перенёс нападения Крымских, Азовских и Ногайских татар, здесь проходили Разин и Пугачев. Тамбов можно считать уникальным городом — со времен Древнего Рима в Европе нельзя найти ещё одного такого города, который выдержал бы 86 осад и не был взят врагом .

Постройка важнейших форпостов на южной окраине Руси, Тамбова и Козлова явилась защитой от разбойных набегов и способствовала заселению и освоению этих земель, а также продвижению на юг границ Российского государства. А тамбовская земля в те годы была богата во многом — тучным чернозёмом, обилью дичи и рыбы, пастбищными и сенокосными угодьями, и главное — была воля и отсутствие помещичьей кабалы.

В 1769 г. Тамбов стал главным городом Тамбовского наместничества, а через 7 лет, в 1786 г. сюда прибыл правителем известный поэт Г.Р. Державин.

Жители Тамбовского края с давних пор занимались бортным промыслом, возможно, поэтому в 1781 году утверждается герб города Тамбова (см. изображение) с ульем и тремя пчёлами на лазоревом фоне. Однако символ трудолюбия — пчела не снискала популярности в народе, а вот «тамбовский волк» завоевал особое внимание и интерес. Над вопросом происхождения этой крылатой фразы музейные работники Тамбова бились много лет, но истинного ответа и по сей день нет, зато существует довольно много мифов и легенд о происхождении этого выражения. Вот некоторые из них: в былые времена губерния лежала на стыке лесной и степной зон. Волкам приходилось соперничать за добычу, что в этой стороне и обусловливало их особую свирепость. Крестьяне их очень сильно боялись. А выражение «тамбовский волк» символизировало лютость зверя. Ещё одна легенда связана с тем, что после заселения Тамбовских земель люди стали заниматься отстрелом волков, водившихся в этих местах. Их мех очень высоко ценился, так как не был похож ни на степного волка, обитающего на юге нашей страны, ни на лесного волка — северного жителя. Тамбовскому волку достались свойства обоих своих родственников, а шуба из меха тамбовского волка была очень легкой и теплой, с чем и связана поговорка «Тамбовский волк тебе товарищ», где слово «товарищ» имеет и значение «друг», то есть тот человек, который обогреет и выручит в трудную минуту.

Следующая легенда повествует о старце-отшельнике Симеоне. За аскетизм Бог наградил его даром общения с волками и другими дикими животными. Жители окрестных деревень часто наблюдали его в стае волков. Ждали на краю леса всегда сопровождавшие его волки, и когда старец приходил к людям за подаянием. Даже о кончине молитвенника узнали по волчьему вою в лесу. И в данном случае поговорка «Тамбовский волк тебе товарищ» имеет сакральный смысл покровительства Симеона тамбовчанам.

Теперь перенесёмся в современность. Словосочетание тамбовский волк, вошедшее в особую моду в 1990-х гг., по данным «Библиотеки лексикографа», зафиксировано в 262 документах. К сожалению, предположительно наиболее ранние фиксации этого словосочетания представлены в документах позднего времени с исторической ретроспективой: сродни «Партизаны и весь народ Тамбовской губернии произвели большое впечатление на красных своею самоотдачей и стойкостью в бою, а также бесстрашием, повергнув в изумление красных, которые говорили про них: «Они не щадят себя в бою, а также и своих детей и жён, смело бросаясь на пулемёты, как волки». Именно тогда и пошло гулять это выражение по всей стране «тамбовский волк» (Сенников Б.В. Тамбовское восстание 1918-1921 гг. и раскрестьянивание России 1929-1933 г., 2004).

Ещё один пример косвенно подтверждает исторический контекст появления такого именования, но также является оторванным во времени от событий, которые могли инициировать именование восставших тамбовчан тамбовскими волками: «….председатель сельсовета с понятой учительницей входит в избу, где лежат на полатях старик и старуха (старик тот прежде чайную держал, ну как не мироед? — никто ведь не хочет с дороги горячего чаю!) и трясет наганом: «слезай, тамбовский волк!» (Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ, ч. 6, 1968).

Самая ранняя из фиксаций этого словосочетания с абсолютной датой такова: «Эх вы, тамбовские волки! — насмешливо заговорил Пётр, взявшись сам за дело. — Вам, видно, не чай пить, а только щи хлебать осметком!» (Новиков-Прибой А. Порченый, 1912). В этом примере данное словосочетание служит средством территориального именования персонажей.

После выхода на экраны в 1955 г. фильма «Дело Румянцева» (авторы сценария Ю. Герман и И. Хейфец) в языковой обиход вошла цитата из этого фильма, относящаяся к такому типу фразеологических единиц, какой не входит в известные классификации фразеологизмов — это диалоговая структура, в которой реакцией собеседника на слово товарищ служит ответная реплика «Тамбовский волк тебе товарищ».

Исходный текст отражен одним из словарей: «Да, товарищ капитан, что я могу сказать? — Я вам не товарищ. Тамбовский волк вам товарищ!». У самого Ю. Германа интересующие нас слова выглядят так: «И, кстати, я вам не товарищ, а гражданин начальник, потому что ваш товарищ не кто иной, как тамбовский волк!» (Герман Ю. Один год, 1960).

Следует отметить, что нередко в литературе и разговорной речи встречается и словосочетание «брянский волк«: «Мы ж с вами вместе не распивали, какие мы вам товарищи?.. — Они могут, — не выдержал он. — Сейчас про брянского волка вспомнят… А надо ещё посмотреть, кто здесь товарищи, а кто нет» (Соловьев А. Счастливый день везучего человека, 1991). «Ты же сам в ту сторону едешь! — Так до Клинцов только, а в твою Засеку пусть тебя брянский волк верхом подкинет» (Звягинцев А. Естественный отбор, 1999). «Почему ты мне не веришь?! Хозяин действительно… — Брянскому волку он хозяин! — Александра не выдержала и тоже заорала» (Волчок Ирина. Элита. Взгляд свысока, 2009).

Словосочетание брянский волк как обозначение уроженцев Брянской области встречается в единичных случаях: «Он присел к знакомым бизнесменам из Брянска, рюмку с ними выпил, … но все как во сне — до чего притягательной оказалась Любка. Он словно и не замечал ее обнажённых телес, наряженных в бикини! Брянские волки это заметили, предупредили: «Новенькая, не обломали ещё. Не обслуживает» (Алексеев С.Т. Мутанты, 2009). «Володя родился, отец, рассказывали, затосковал: стал говорить о своей родине — Брянщине, звать мать туда. А потом поехал — вроде бы узнать, что там и как, — и не вернулся. К матери позже сватались несколько кавалеров, даже при Володе приходили, приносили водку и закуску — колбасу, селёдку, иногда яблоки и конфеты, но мать больше на уговоры не поддавалась и говорила сестрам и подругам: «Хватит с меня и одного брянского волка». Так что своего отца Володя не помнит» (Кузичкин С. Сны Пиноккио, 2010).

Именование тамбовский волк, по имеющимся материалам, принадлежит ХХ в., и оно в максимальной мере или с максимальной вероятностью связано с народной речью и событиями крестьянской истории, а в стилистическом плане — в наибольшей мере связано с просторечием, жаргоном, языковой культурой речевых штампов, заимствуемых из любых доступных источников. Не случайно оно получает распространение внутри звучащих кинотекстов, где претерпевает те же трансформации, что и в письменных текстах. Словосочетание брянский волк, по сути своей — окказионализм, воспроизводимый как цитата, оказывающийся синонимом именования тамбовский волк, и лишь относительно недавно приобретающий новое значение «уроженец Брянской области».

 

Источники:

  1. Бурыкин А.А. Тамбовский волк. К проблеме истории фразеологического сочетания и региолектного идентифицирующего символа // Филологические науки и культурология. 2016.
  2. Ганьшина Г.В., Чаус Н.В. Тамбовский волк. Символ или выдумка? // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *