Одна из статей современного российского философа В.А. Кутырева носит весьма символический для нашей действительности конца XX – начала ХХI в. заголовок: «Осторожно, творчество!». Публицистический подтекст названия объективно свидетельствует не только о новых аспектах творчества как социального и гносеологического феномена с однозначно позитивным содержанием, как составляющего элемента деятельности и культуры в целом, но и о том, что эти аспекты в современных условиях выводят содержание данного понятия за пределы общечеловеческих ценностей. В отечественных философских и социологических исследованиях последних десятилетий констатируется деструктивный характер творческой деятельности в системах «общество-природа», «общество-человек», «общество-культура». В этой связи целесообразно обращение к интеллектуальным традициям философской рефлексии.

В конце XIX – начале ХХ века проблемы творчества составили самостоятельный раздел русской философии и приобрели значимость методологической основы в формировании краеугольных положений духовной культуры в целом – «оправдании добра», «оправдании красоты», «оправдании человека».

Творческая устремленность русской философской культуры составляла ее сущностный характер. В этом смысл гносеологии творчества С. Франка, философской антропологии К. Эрберга и Н. Бердяева, феноменологии Т. Райнова. Творчество тесно связывается с поисками смысла жизни, определения пути к Богу. Но во всем многообразии подходов к творчеству в русской философии специфика его определялась созданием нового.

Долгое время понятие новизны как критерия для указания специфичности творчества детализировалось и уточнялось, что выразилось в появлении дополнительных критериев творчества (оригинальность, уникальность и др.), разработке методик «объективного» различения «творческого» и «нетворческого» и т.д.

Сегодня критерии, характеризующие творчество, чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Базовыми элементами определения творчества являются не только новизна, но и ценность (значимость), и совершенство исполнения. Первый критерий выражает онтологический аспект творческого продукта (его отношение к объектам того же класса в рамках данной культуры), второй — аксиологический и праксиологический аспекты (место в системе социальных ценностей), третий — эстетический аспект (степень совершенства, мастерство исполнения).

В литературе встречается достаточно много терминов, употребляемых часто как синонимичные или даже тождественные понятию «творчество» (продуктивность, нешаблонность, латеральность, креативность и др.). Мы считаем целесообразным использовать для обозначения сферы субъектно-личностного феномена творчества понятие «креативность», которое уже достаточно прочно закрепилось в отечественной философской и научной литературе по проблематике творчества, благодаря, отчасти, двойственности переводов английского creativity, переводимого и как «творчество», и как «креативность» для подчеркивания тех или иных смысловых оттенков понятия. В западной традиции изучения творчества заметно превалируют психологические подходы и направления, поэтому там креативность связывается в большинстве случаев с «производством» идей, новых и значимых именно для субъекта.

Понятие «креативность» включает в себя следующие смыслы:

  1. Способность субъекта вносить в собственное бытие значимо-новое (новое решение проблемы, новый метод или новое устройство, новый художественный образ и т.п.) независимо от присутствия (или отсутствия) создаваемого в социально-культурном окружении;
  2. Процесс новообразования (процесс возникновения и становления новой идеи), новаторская деятельность;
  3. Продукты новаторской деятельности.

Другими словами, понятие «творчество» целесообразно рассматривать как более общее (включающее в себя в т.ч. и креативность), отражающее, помимо субъективных моментов, также процесс взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом. Это понятие связывается с образованием социально-культурной новизны и значимости.

Творчество является результатом сложнейшего процесса взаимодействия личностного и социального, возникает как креативность в процессе человеческой деятельности в социокультурной системе и оказывает на эту систему преобразующее воздействие.

Момент преобразования присутствует и в креативности, и в творчестве. В креативности преобразовательный элемент выступает как выход за пределы системы наличного знания субъекта через ее трансформирование. В креативности преобразование касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве — и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действия и т.д.

Согласно такому подходу, мы можем рассматривать креативность как преобразование и расширение концептуальных пространств мышления и деятельности субъекта, построение новых возможностей для субъекта, а творчество в таком случае можно представить как создание новых возможностей для культуры.

Творчество, преобразуя некоторое социокультурное «пространство возможных решений» изменяет культуру и выступает как культуросозидание, создание новых культурных форм. Креативные потоки выходят за индивидуально-субъективные рамки, но остаются в границах культуры. Творчеством становятся те креативные потоки, которые не только конструируют внекультурные дискурсы, но и канонизируют их в культуре. Они не являются прямым продолжением и следствием существующих культурных кодов, а замещают их или возникают в разрывах существующих культурных форм.

Понятие «культура» чрезвычайно широко, многоуровнево и многозначно, и это делает несколько рискованным определение творчества через культуросозидание. Мы опираемся на исследования, в которых культура понимается как система трансляции и реализации норм, эталонов и образцов деятельности, как определенная форма человеческих отношений, опредмеченных ценностно. В такой трактовке культура есть выражение человеческих отношений в предметах, поступках, действиях, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность. Вместе с тем, понятие «культура», независимо от того, идет ли речь о культуре группы, культуре коллектива и т.д., несет в себе семантический оттенок нормативности или, во всяком случае, общезначимой ценности поступка, слова, действия. Это понятие всегда предполагает присутствие Другого, соотнесенность с Другим. Поэтому творчество связывается, прежде всего, с изменением Другого, тогда как креативность — с изменением самого субъекта.

Момент преобразования Другого необходим в творчестве еще и потому, что зафиксировать состоявшееся творчество можно только после того, как осуществился момент преобразующего взаимодействия новизны, порождаемой субъектом в процессе деятельности, и социокультурных нормирующих отношений. Без этого момента «культурного взрыва» (Ю.М. Лотман) бесчисленные креативные процессы и результаты просто гаснут, остаются неизвестными, хотя, возможно, какие-то из них еще «превратятся» в творческие: проявятся и зафиксируются в культуре. Атрибут «творческий» может быть отнесен к деятельности только post factum, только после осуществления момента социокультурного преобразования. «Творчество» — понятие, отражающее также и результат становления креативного дискурса в социокультурном контексте. Этот результат можно прогнозировать, но априорно утверждать «творческий характер» деятельности невозможно. Человек не «генерирует» заведомо творческие идеи, но идеи, появляющиеся в процессе его деятельности, могут стать творческими; никакая деятельность, никакое новообразование, никакая креативность a priori не являются творческими.

Авторы: Курочкина Л.Я., Плохинова М.Б. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *