Воронежское авиационное самолётостроительное общество (ВАСО), более известное воронежцам как Авиазавод, планирует в ближайшем будущем массированный набор на работу новых специалистов. По информации официального портала органов власти Воронежской области, до конца 2023 года предприятие примет на работу 1630 производственных рабочих и 1300 инженерно-технических работников. Это очень существенный прирост, если учесть, что в настоящее время на ВАСО трудится 5400 работников.
Напомним, что строительство Воронежского авиазавода было начало в 1930 году, а пуск предприятия был осуществлён в марте 1932 года. С тех пор такого скачкообразного роста персонала не наблюдалось. Скорее наоборот, в 1990-е годы Авиазавод существенно сократил численность работающих на предприятии специалистов из-за резкого снижения спроса и существенного сжатия российской авиастроительной отрасли.
На Воронежский авиазавод приезжали многие министры и президенты. После Б.Н. Ельцина на ВАСО приезжал и В.В. Путин 18 марта 2000 года (см. фото ниже). Как известно, президентский самолёт В.В. Путина был изготовлен на ВАСО — что само по себе говорит о качестве и мастерстве персонала предприятия
Однако все попытки восстановить объёмы производства оказались мало результативными. Все последние десятилетия российский рынок гражданских самолётов наполнялся взятыми в лизинг европейскими Эйрбасами и американскими Боингами. И лишь после начала специальной военной операции на Украине, начавшейся 24 февраля 2022 года, российскому правительству пришлось всерьёз заняться вопросами производства и обслуживания российских лайнеров.
Объединённая авиастроительная компания (ОАК), в состав которой ныне входит ВАСО, в мобилизационном порядке организует сборку и производство комплектующих для ряда совершенно новых и существенно обновлённых моделей отечественных марок. В их числе широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96, Ил-114-300, среднемагистральный узкофюзеляжный МС-21, Сухой-Суперджет SSJ-100NEW.
Однако с набором квалифицированного персонала всё может оказаться не так просто. Во-первых, свободной и качественной рабочей силы на рынке практически нет — токари, фрезеровщики, слесари-сборщики, сварщики, техники, инженеры где-то уже задействованы и средней зарплатой в 53,5 тысячи рублей, имеющейся ныне на ВАСО, этих людей не так просто привлечь. Во-вторых, борьба за хороших специалистов в области информационных технологий, электроники, современных средств связи, проектировщиков и т.д. ведётся и другими воронежскими предприятиями — концерном «Созвездие», КБХА и Механическим заводом, вошедших в госкорпорацию «Роскосмос», «Электросигналом» и проч.
Правда, совсем недавно обанкротился воронежский завод «Электроприбор», часть сотрудников с которого могла бы пополнить списочный состав Авиазавода. Но в целом кадровикам придётся обращаться к найму людей, вышедших на пенсию, имеющих соответствующие навыки и базовые знания. Но и им понадобится определённая переподготовка. Поэтому не вполне ясно, удастся ли кадровикам решить столь объёмную задачу в обозначенные сроки.