Представления о ведьме как реально существующем персонаже настолько прочно закрепились в славянской фольклорной традиции, что ведьма превратилась в своеобразный символ славянской традиционной культуры. Ещё в XIX в. эти представления привлекли к себе внимание ученых. В них нашла свое отражение неоднородность облика и деятельности ведьмы. Согласно этнографу С.В. Максимову, можно выделить представления о двух типах ведьм — малорусской и великорусской. Исследователь полагает, что родоначальницей ведьм стала малороссийская ведьма. Внешность ведьм имеет существенные различия. Ведьмы Малороссии внешне отличаются от ведьм северной лесной территории. «Если в малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы», обладающие потрясающей красотой, то в северной части страны веселые красавицы превращаются в безобразных, «старых, иногда толстых, как кадушка, баб…». Волосы их зачастую растрепаны и седы, а руки худы и костлявы. Еще одно отличие -синий нос. Самым главным отличием ведьмы, как малорусской, так и великорусской, от обычной женщины выступает наличие небольшого хвостика.

Солоха и чёрт. По произведению Н.В. Гоголя

Другой исследователь XIX в. В.И. Даль обращает внимание на то, что ведьмы в основном обитают на Украине и легендарная Лысая Гора находится именно под Киевом. Собирались ведьмы в основном на коляду, в купальскую ночь и в ночь с 30 апреля на 1 марта. Единственным отличием ведьмы от других женщин, согласно материалам В.И. Даля, является хвостик. Ведьмой может быть и старуха, и девушка, и женщина средних лет, не выделяющаяся на фоне других. Вся деятельность ведьмы направлена исключительно на причинение вреда. Если ранее ведьма была больше фольклорным персонажем, то здесь же ее отличает связь с нечистой силой, обязательное наличие черных кошки и петуха.

Еще одним исследователем, внесшим огромный вклад в изучение ведьмы в славянской культуре, является А.Н. Афанасьев. В своих изысканиях ученый затрагивал такие вопросы, как происхождение ведьм, этимология слова «ведьма», других слов, связанных с ней и ее магической практикой. Согласно А.Н. Афанасьеву, «ведун, ведьма (ведунья, вещица — от корня «вед», «вещ»)» — это люди, обладающие даром предвидения, способные прорицать и исцелять. Названия эти обозначают то же, что и слова «знахарь» и «знахарка». А.Н. Афанасьев приводит следующие синонимы слова «ведьма»: колдунья, чародейка, кудесница, вещая женка, чаровница, баба-кудес-ница и волхитка. Ведьмы способны наводить чары — обряды, направленные на изгнание нечистой силы, лечение болезней, приобретение семейного счастья и благополучия или же на причинение вреда и бед врагу. Отсюда еще один синоним слова «ведьма» — «чаровник — тот, кто умеет совершать подобные обряды, кому ведомы и доступны заклятия, свойства трав, корений, различных снадобий». В травах сокрыта величайшая сила, использовать которую могут только чародеи. Они понимают язык трав, а травы сами рассказывают, как их можно использовать.

Большое значение для магической деятельности ведьм имеет слово. Заговоры и заклятья стали основным способом влияния на окружающий мир. Многие заговоры произносятся шепотом, поэтому глагол «шептать» приближается по значению к глаголу «колдовать», следовательно, слово «шептун» становится синонимом слова «колдун».

Следующий вид магической деятельности — наузы. Наузы — различные привязки из травы, корений, соли, серы, угля и даже частей животных, таких как засушенные крылья летучих мышей, змеиные головки, змеиная или ужовая кожа, иногда зашитая бумажка с написанным на ней заговором, которая пришивалась к шейному кресту. Наузы могут представлять собой просто веревку с узлами.

Одним из наиболее важных источников для изучения представлений о ведьмах у славянских народов является устная народная словесность. Рассказы о персонажах низшей мифологии до сих пор бытуют на территории проживания славян и других народов. При изучении рассказов о ведьмах стоит обратить внимание на следующие моменты.

Первый — название, то, как называют местные жители ведьму. Встречаются различные наименования, например: зелейница (встречается еще в судебных процессах XVI в., «может насылать болезни, внушать любовь и отвращение, заколдовывать промыслы»); ведающая, знающая (характерно для ХIХ-ХХ вв.); ведуница, ведунья, ведёма, ведмица, ведьмовище, ведьмачка, вещель, вещейка, вещица, вещеуйка, вещунья, ворогушиха, ворожея, ворожейка, во-рожбитка, ворожейка, гадала, гадатель, еретица, закликуха, кликуха, знахарица, знахарка, ку-десья, оборотка, обертиха и др. По тому, какое имя приписывали ведьме на определенной территории, можно узнать, какая деятельность для нее наиболее характерна: предсказание или лечение травами и заговорами, насылание порчи или что-то другое.

Второй — место жительства. Она может жить среди людей, на окраине поселения либо где-то в отдалении, на краю деревни, в крайнем доме, рядом с лесом. Все зависит от того, насколько она приближена к обществу людей. Прослеживается закономерность: чем ближе ведьма к людям, тем меньше ее сила.

Третий — внешность. В последнее время ведьма ничем не отличается от обычной женщины. Иногда встречаются рассказы, в которых ведьма предстает старухой или молодой девушкой. К наиболее распространенным отличиям внешности относятся глаза, которые могут быть «как у волка», или косые, или черные, лупатые, или злые, «гореть как огонь»; нос часто с горбинкой; бородавка на лице; нерасчесанные, растрепанные волосы; горб. Отличается манера одеваться и вести себя.

Четвертый — характер. Характер ведьмы всегда необычен и выделяет ее среди окружающих. Чаще всего она склочная, злопамятная, вредная. Также упоминаются гордые и независимые ведьмы, держащиеся холодно и отстраненно. Как правило, они неразговорчивые. Часто с ведьмой ассоциируются безнравственные, сварливые и завистливые старухи, у которых «дурной язык».

Пятый — магическая деятельность. Она может быть абсолютно разнообразная, но стоит выделить оборотничество, так как именно в нем наиболее ярко проявляется мифологичность ведьмы. Ведьмы могут превратиться в любого животного, гада, птицу, предмет.

Шестой — связь с нечистой силой, демонами. Со временем демонизирующие ведьму характеристики (способность летать, похищать сердца, становиться животными и птицами) встречаются все реже. Большее внимание уделяется качествам и действиям, присущим любому человеку и не вызывающим удивления. Магические действия «наговорить», «забрать», «насыпать», «посмотреть» и прочие может выполнить любой. Это свидетельствует о полном отсутствии разделения и разграничения ведьм и обычных людей. Если раньше ведьмой мог стать далеко не каждый — для этого нужно было либо родиться ей, либо перенять дар, либо попасть под проклятие, то теперь ведьмы — простые люди.

Седьмой — направленность деятельности. Не всегда деятельность ведьм направлена только на зло и причинение вреда.

Восьмой — происхождение силы. Может перейти к женщине по наследству (от матери или бабушки); после вступления в сговор с чертом или нечистой силой (тогда ведьма сама отождествляется с нечистью); может передаться от другой ведьмы. Перед смертью ведьме обязательно нужно передать кому-то свою силу, иначе она будет испытывать страшные муки. Для этого достаточно простого прикосновения к самой ведьме или предмету, принадлежащему ей.

Так как в пространстве разноэтнического материала может изменяться каждый пункт этой схемы, то в конце концов часто утрачивается ясность, какой из вариантов следует признать самым типичным, в наибольшей степени соответствующим понятию «ведьма», а какой — наибольшим отклонением от нормы.

В демонологии всех славян известно множество персонажей, в той или иной степени обладающих набором признаков, указанных ранее. Однако полного их тождества обнаружить не удается.

Л.Н. Виноградова выделяет несколько локальных типов славянской ведьмы.

Полесская ведьма. Среди синонимов преобладают названия в’дьма, вэдзьма, ведьмарка. Представления о внешности почти не встречаются. Чаще всего распущенные седые волосы, старая, неопрятная, иногда у нее хмурый или потупленный взгляд. Отличительный признак — усы у женщины, сросшиеся брови, два ряда зубов, есть хвостик. Связана с чертом. Способна оборачиваться в различных животных, гадов, птиц и предметы (колесо, решето, стог сена, палка и т. д.). Поведение зависит от периодов календаря. В особые дни: купальская ночь, Юрьев день, зеленые святки, Благовещение — ведьма перестает притворяться обычной женщиной и показывает свою настоящую суть, меняет ипостась, начинает вредить людям и летит на шабаш. Привычное занятие — сбор трав и кореньев по определенным праздникам. Ведьмы часто пребывают в злаковом поле в обнаженном виде с распущенными волосами. Интересно то, как они могут получить магическую силу: во время церковной службы прикасаются к церковным атрибутам или одежде священника. Возможно, отсюда берут корни ведовские практики, когда ведьма при свершении магических ритуалов пользуется церковными атрибутами, в том числе свечами, считая, что важна энергия, а не религиозная принадлежность.

Карпатская босорка (босорканя) — карпатская разновидность ведьмы. Она обладает признаками двоедушника, зморы (например, удушение спящих, воровство у них крови) и богинки (подменяет детей). При дневном свете она красивая девушка, а после захода солнца — безобразная, криворотая, красноглазая старуха с волосатыми ногами. Босорканя может предстать женщиной с плоской грудью, худыми руками, тонкими ногами, иногда даже куриными лапами в белом платье. Встречаются поверья, в которых у нее шесть пальцев. Есть маленький хвостик. Босоркой становилась женщина, если в нее вселился дух умершего; седьмая по счету девочка; дочка босорки. Босорка могла оборачиваться насекомыми и становиться невидимой. Она подменяет детей, вместо новорожденного оставляет своих некрасивых, плаксивых, горбатых детей, живущих семь лет. На шабаше босорки веселятся вместе с упырями. Могут летать на помеле, метле, мялке, бочке, в возке, который везут черные кошки, или передвигаться верхом на человеке, превращенном в коня. Знает свойства трав.

Южнославянская вештица. Совмещает в себе свойства реальной женщины и демона. Сближается с такими демоническими персонажами, как мора, стрига, самодива, вампир. Преимущественно это старая женщина с седыми волосами, горбом, волосатыми ногами, бросающимися в глаза усиками, сросшимися бровями, часто с косоглазием или глубоко сидящими глазами, злобным взглядом, длинным носом. Иногда имеет хвост или крылья под мышками. По сербским данным, вештицей становится женщина, в которую вселился «дьявольский дух» или которая вступила в сделку с чертом, продала свою душу. Девочка может стать вештицей по достижении зрелости, если была зачата родителями в недоброе время, в канун большого праздника; если была рождена в «кошульке кровавого цвета; если появилась на свет в последнюю фазу луны. По западно-сербским поверьям, девушка-мора после замужества становилась вештицей, а после своей смерти превращалась в вампира. По болгарским данным, вештицей могла стать старая женщина, которая не может больше иметь детей, изредка — молодая девушка, если она была бездетной. Она приобретала магическую силу с помощью колдовских трав или содействия злого духа, дьявола. Он может вселиться в тело женщины в виде черной с красными точками бабочки. Также если при попытке оживить мертворожденную девочку на нее дули, то в зрелом возрасте она станет вештицей. Вештицы управляют стихиями и связаны с небесными светилами. Интересно, что при разоблачении вештица теряла свою магическую силу, становилась обычной женщиной.

Сибирская ведьма. Наводит порчи на людей, на скот, на предметы. Часто выступает повелительницей различных животных, насекомых и гадов. Натравливает их на скот, поля. Может распоряжаться и нечистой силой. Она может помочь в охоте, рыболовстве, предсказании судьбы, излечении. Летает на шабаш. Носит названия ведьма, хомутница, ворожея, знахарка, шаманка, колдунья, колдун. Более последовательно за термином «ведьма» фиксируются мотивы ночных полетов на метле (причем не обязательно на шабаш, таким образом она вылетает из своего дома, чтобы вредить людям) и отбирания молока. Мотивы о повелевании зверями, змеями, нечистой силой в большей степени характерны для персонажей с названием колдун, колдунья. Однако в целом в каждой местности бытует особая комбинация признаков («блуждающих функций»), которые закрепляются то за одним, то за другим термином. Можно отметить то постоянное внимание к особенностям глаз или взгляда ведьмы, которое характерно для многих славянских традиций. Зачастую глаза, особенности взгляда являются основным признаком, по которому можно распознать ведьму (если отражение человека или предмета в глазах перевернуто, то это ведьма).

Современные исследователи постоянно отмечают зыбкость границ между отдельными типами «ведающих», «знающих», в чем-то противопоставленных друг другу, а в чем-то однотипных, и объясняют это «положением дел в самой фольклорной традиции, где за каждым из названных персонажей нет четкого закрепления функций, вследствие чего одно и то же действие может совершаться то ведьмой и колдуньей, то колдуном и знахарем, то тем, и другим, и третьим»8. Аналогичной точки зрения придерживается и В. И. Харитонова, признавшая, что исследователям приходится сознательно идти на весьма условное использование народной терминологии (колдун, знахарь, ведун), так как «наименования представителей магико-мистических профессий в народной среде расплывчаты, неустойчивы и многочисленны»; и это связано не только с наличием множества диалектов, но прежде всего со слабым осознанием самими носителями традиции того, что конкретно обозначается тем или иным словом.

Таким образом, для персонажей класса «знающие» люди может быть отмечена такая же ситуация, как и для всех категорий демонологических образов в целом: имя является важнейшим, но не абсолютным и не единственным признаком в процедуре идентификации мифологического персонажа. Наиболее надежным способом распознавания того или иного образа является набор показательных, типовых признаков (характеристик, функций, мотивов). Например, если жители западного Полесья сообщают о домовике, что он «подталкивает людей к самоубийству», «ходит в красных сапожках, в капелюше, что живет в лозе и может принимать вид вихря», то и собиратель и исследователь распознают в этом персонаже не типичного домового, а черта. Нетрадиционным также можно признать соотношение имени и набора признаков в украинском харьковском свидетельстве о том, что якобы в селе Нижняя Дуванка жил упырь, к которому односельчане часто обращались за помощью: он «заговаривает ведьм и лечит испорченных коров», т. е. этот персонаж выполняет функции знахаря.

Мастера-профессионалы (кузнецы, коновалы, пчеловоды, плотники, пастухи, мельники, гончары, смолокуры, бабы-повитухи и др.) могли, по народным представлениям, в совершенстве овладеть своей профессией только особым сверхъестественными способом — при содействии нечистой силы. Практически каждый специалист своего дела подозревался в связях с «бесовщиной», поскольку сильна была вера в то, что высшее знание и умение приобреталось через посредничество потусторонних сил (высших божественных или «низших» демонических). Жители Новгородской губ. верили, что плотники способны на строящийся дом «свистуна пустить» или наслать на хозяев «мертвеца». По полесским свидетельствам, баба-повитуха в обычных случаях заговаривала роженицу, призывая на помощь Богородицу и святых, но в критической ситуации, при трудных родах, она могла обращаться за помощью к черту. В Полесье крестьяне верили, что самыми лучшими строителями бывают «ведьмаки», которым служат черти; чтобы стать хорошим музыкантом, человеку приходилось ходить в лес, где его обучали черти; об умелом гончаре говорили: «Вин мае чорта, якый робить»; пасечник для успеха в бортничестве якобы вступал в контакт с чертями. Согласно севернорусским поверьям, «пастух был знаткий человек, с бесом знался», «пастух сам коров не пасёт, их леший пасет»; мельник заключал договор с водяным, чтобы тот ему помогал10. Пчеловоды, по представлениям белорусов, для успеха в своем деле вступали в контакт с «чартамi ляснымЬ» и «водяными». По западноукраинским свидетельствам, печник налаживал связи с «домовиком» того дома, где закладывал печь; пастух овец ввчар) выращивал для себя духа-помощника, который помогал пасти стадо; сельский музыкант, хорошо играющий на скрипке, подозревался в связях со злым духом.

Во многих случаях пастухи и мельники сами поддерживали среди местного населения слухи о своих связях с нечистой силой и о собственных сверхъестественных способностях, так как к таким непростым мастерам охотнее обращались люди за профессиональными услугами и больше платили.

Таким образом, люди определенных профессиональных занятий стремились чудесным образом овладеть секретами своего ремесла, а став знающими в конкретной производственной магии, они — как считалось — обретали и некое колдовское сверхзнание: умели врачевать, снимать порчу, распознавать вора, угадывать будущее и т. п. В случае внезапного заболевания члена семьи люди обращались к мастерам-профессионалам: «Позвали мельника, стал он ее пареной травой лечить, одну она пьет, другая в печи лежит, так и поправилась». К гончарам принято было обращаться, если надо было распознать вора или помочь в любовной магии. По сообщениям из Речицкого Полесья, сельские жители верили, что мастер-смолокур из-за своей дружбы с чертями мог узнать, где что происходит и что случится в будущем, кто чем болеет и как его лечить, понимал язык зверей и птиц, мог снять порчу с людей и со скота.

В русских колдовских процессах XVIII в. принято было в ходе следствия выяснять, от кого конкретно обвиняемые переняли свое «волшебство». В ответах подследственных чаще всего упоминались коновалы, мельники и рыбаки. Так, коновал Масей «свободил» от любовной тоски дворовую девку Устинью; у мельника Платона были получены «стихи» для приворота и отворота; рыбак Максим лечил от падучей болезни. И по более поздним этнографическим свидетельствам, у русских в число знающих особенно часто включались пастухи и коновалы. Например, о мезенских коновалах шла молва, что они могли испортить свадьбу, превратив ее участников в волков. Коновалы из Старой Ладоги слыли знахарями по всему Северо-Западу России. К ним часто обращались за помощью в лечении болезней, для любовных приворотов, гаданий, для изгнания из дома насекомых и грызунов.

Искусное владение речью, словом, умение «складно говорить» тоже считалось в деревенском сообществе признаком знающего человека. Так, на Русском Севере большим почетом пользовался умелый свадебный дружка — один из главных руководителей свадебного обряда, знающий множество ритуальных приговоров, заклинаний, куплетов, шуток, острот. Ему приписывались некоторые колдовские способности. Сколь бы странным это ни показалось, но именно речевое мастерство и знание большого числа сакральных текстов послужило основой для сближения магических специалистов в области колдовского знания и «божьих людей», знающих много молитв, духовных стихов, богослужебных текстов. Например, в селах Верхокамья жители называли знающей свою односельчанку, духовницу старообрядческого собора: «Она знающая шибко — молитвы знает, читает, поет, много лет в духовницах». Источником сверхзнания этой духовницы считалась высокая степень ее праведности; односельчане считали, что ее знания даны ей «от Бога», тогда как происхождение колдовских способностей традиционно связывалось с чертом. В русской мифологической традиции многие представители «божьих людей» (юродивые, странствующие старцы, паломники, угодники, отшельники) обладали, как считалось, некими сверхспособностями: были ясновидящими, толкователями пророческих сновидений, умели исцелять больных. По мнению С. А. Токарева, основа этой деятельности «божьих людей» мало чем отличалась от того же колдовства и знахарства. Принципиальной разницы между знахарем и божьим человеком ни по существу, ни в представлении верующих не было: тот и другой делали одно дело — использовали свое сверхзнание в помощь людям. Другое дело, что источником магической силы колдунов считалась связь с нечистой силой, а знахарей и «божьих людей» — молитвенные обращения к высшим божественным силам.

 

Источники:

  1. Тихонова Е.П. Представления о ведьме в культуре славянских народов. См. КиберЛенинка
  2. Виноградова Л.Н. Непростые люди в сельском сообществе: о людях, наделённых сверхъестественными способностями. Ч.1: Невольные вредители, бесноватые, чужаки. См. КиберЛенинка
  3. Виноградова Л.Н. Непростые люди в сельском сообществе: о людях, наделённых сверхъестественными способностями. Ч.2: Мастера-профессионалы, магические специалисты, полудемонические существа. См. КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *