Развитие региональной науки — на мой взгляд, очень интересное и перспективное направление со многих точек зрения — экономической, культурной, образовательной, карьерной, практической, креативной. Скептики могут тут же пренебрежительно хмыкнуть и сказать: «Ну какая ещё региональная наука? В лучшем случае — это краеведение, да исследования местных музеев и архивных работников!». Не будем скоропалительно осуждать их за это поверхностное суждение — тем более, что его придерживаются и многие лица из исполнительной и законодательной власти, а также бизнеса и академических кругов.

Региональная наука — это целый комплекс институциональных структур, учреждений, попечительских советов, благотворителей и спонсоров, муниципальных и областных конкурсов (грантов), корпоративных и социальных исследований, аналитики, публицистики, продвижения знаний в массы, создания опытных образцов, программных продуктов и многого другого.

Хотелось бы подчеркнуть, что научная работа людей различных возрастов не только способствует изобретательству и рационализации, активному долголетию и обретению смыслов в жизни, но и воспитывает патриотизм, который ныне остро нужен Воронежской области и России в целом. История, региональная экономика, обществознание, культура местных сообществ становятся идеологически важными дисциплинами, которые формируют ценности и характеры воронежцев.

 

Наука для детей и школьников

Словосочетания «детская наука» или «школьная научная деятельность» звучат, по меньшей мере, непривычно. В то же время именно в юном возрасте у детей и подростков обострено любопытство, познавательные способности, недоступное взрослым мировосприятие. У части детей явные таланты и способности к наукам проявляются с младых ногтей — к математике, физике, химии, компьютерным наукам, робототехнике, электронике. И речь идёт не только о вундеркиндах с фотографической памятью и нестандартным мышлением, но и многих школьниках, способности которых раскрываются постепенно.

Этот научный и общественный феномен был отмечен и воплощён в жизнь советскими учёными, организаторами науки и образования. В стране действовало множество региональных структур для школьников по астрономии, радиотехнике, авиаконструированию, программированию, ботанике, садоводству, военной истории, изучению национального костюма и ремёсел, многим другим дисциплинам. Осуществлялась эта работа как в школьных кружках, так и в Домах пионеров. Для авторов лучших работ и практических образцов проводились региональные конкурсы и олимпиады.

Конечно, кое-что сохранилось и до нашего времени. В последние годы стали строиться специальные научно-образовательные центры для детей, лучше финансироваться Дома творчества. В этом отношении мы на правильном пути. Однако с поиском научных талантов детского и подросткового возраста есть проблемы — не хватает квалифицированных специалистов, для научной работы с воронежскими детьми почти не привлекаются кадры из вузовской науки, профильных НИИ, не изучаются должным образом детско-юношеские контингенты с задатками научной работы. И, как всегда, не хватает бюджетного финансирования, взаимодействия с родителями талантливых детей.

 

Вузовская наука Воронежа и области

С вузовской наукой в Воронеже и области также есть проблемы, хотя, несомненно, положение в последние годы начинает выправляться (главным образом, в государственных вузах). Что касается профессорско-преподавательского состава, то там всё более или менее понятно — им по долгу службы предписывается вести научную работу и регулярно отчитываться о НИР и сделанных публикациях. Не буду говорить о формализме в этом вопросе и трудностях в осуществлении масштабных исследований. Скажу лишь о региональной науке, заинтересованности муниципальных и областных властей в такого рода работе.

Например, в Воронеже и области обучается около 100 тысяч студентов всех форм обучения. А сколько из них пишут дипломные работы (проекты) по региональной тематике? В Воронеже имеется масса научных тем, которые должны быть отработаны множеством исследователей — по истории воронежской экономики, по корпоративной истории, управлению районами и городами, развитию местных рынков и предпринимательства, районных и городских рынков труда, строительной и инновационных отраслей, внешнеэкономических связях, местного законодательства, политических партий, волонтёрства, воронежской культуры и духовной сферы.

По моему личному убеждению, вузовская наука Воронежа и области должна повернуться лицом к региональной тематике как в теоретическом, так и практическом плане. Для активизации работы в этом направлении специалистам соответствующих департаментов города и области желательно пересмотреть свою роль в этом процессе, начать более плотно и предметно работать с вузовским сообществом, искать новые пути развития, мотивации студентов и преподавателей, аспирантов и инициативных исследователей. К числу последних можно отнести первые робкие попытки местной телекомпании «Губерния» подключить учёных и исследователей из вузовской среды к популяризации науки и научных исследований через местное телевидение. Пока получается довольно скромно, но, как говорится, лиха беда начало.

 

Корпоративная наука 

В Воронеже и области множество предприятий, которые в силу своей производственной и коммерческой деятельности занимаются научными исследованиями. И это не только гиганты типа КБ Химавтоматики, ВАСО, Воронежсинтезкаучук или концерна «Созвезние». Это и пищевые предприятия, создающие новые рецептуры или продукты, агропромышленные холдинги, ведущие соответствующую селекцию и вводящие в оборот новые сорта растений и животных, торговые предприятия, застройщики, повседневно использующие рекламу, пиар, маркетинговые инструменты, изучающие модели потребительского поведения воронежцев, представители СМИ, цифровой индустрии и т.д. Воленс-ноленс прибегают к научным подходам и самозанятые воронежцы, представители малого и среднего бизнеса. В их деятельности необходимы аналитика, анализ трендов, конъюнктуры, создание упаковки, собственных торговых марок (СТМ), привлекательных названий (нэйминг), слоганов, сайтов, оформления интерьеров, эстетики производства в целом.

Во многом корпоративная наука Воронежа и области находится за пределами внешнего наблюдателя. Рассказать о ней подробно, заинтересовать и заинтриговать молодых людей, сделать карьеру корпоративного исследователя привлекательной — тоже часть работы местных властей и подконтрольных им СМИ. А для бизнеса это неплохой пиар, лишний повод обратить на себя внимание, решить кадровые, имиджевые и коммерческие вопросы.

 

Гуманитарная наука Воронежского края

Огромным полем деятельности для местных исследователей является гуманитарная область. Для гуманитариев, как известно, не нужны опытные установки, дорогостоящее оборудование, химикаты, оснащённые приборами лаборатории, подопытные животные. Жизнь даёт им пищу для анализа, обобщений, классификаций, выявления закономерностей, выстраивания стройных теорий.

Что мы знаем, например, о причинах стагнации и распада воронежской экономики в конце 1980-х и начале 1990-х годов, о состоянии общества в городах и сёлах Воронежского края, об удачных и неудачных моделях развития большого и малого предпринимательства в городе и области, о вере и безверии, ценностях и идеалах воронежцев в разные периоды существования нашего общества? Каковы перспективы будущего развития Воронежского региона, его роль и место в региональном и международном разделении труда, как будет сказываться депопуляция и миграция населения в грядущие десятилетия? На эти фундаментальные вопросы пока нет ответа.

Получить научно обоснованные варианты можно путём серьёзной реновации региональной науки на нижнем уровне — отдельных учёных, кафедр, временных и постоянных объединений исследователей. Пока мы видим более или менее приемлемые результаты лишь со стороны энтузиастов-краеведов, основателей частных музеев и отдельных представителей народной науки (см. Научное творчество: что это?).

Полагаю, что реализация хотя бы части указанных мер по продвижению региональной науки на более высокий уровень даст свои обильные плоды.

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *