Пандемия коронавируса, вторая волна которой захлестнула Воронежскую область в конце сентября текущего года, тяжело ударила по некоторым сферам малого и среднего бизнеса. И хотя официальные данные от Воронежстата выглядят сносно по части снижения индекса промышленного производства (88,9% августа 2020 г. к августу 2019 г.), безработицы (4,5%) и потребительской инфляции (цены в сентябре 2020 г. по сравнению с декабрём 2019 г. выросли на 4,3%), на самом деле ситуация более неблагополучная. И об этом говорят следующие данные.
Наблюдения и факты по воронежскому бизнесу
Как сообщают порталы, занимающиеся размещением объявлений о продаже бизнеса, в трёх городах-миллионниках — Самаре, Уфе и в Воронеже — предложений о продаже бизнеса за 2020 год стало вдвое (!) больше, чем годом ранее. Индивидуальные предприниматели и владельцы небольших предприятий очень тяжело переживают обвальное снижение спроса, длительный карантин и серьёзные изменения в потребительском поведении. Воронежцы стали более экономными, избирательными в покупках, ждут существенных скидок в ценах, внимательно следят за распродажами и тому подобными акциями. Всякие попытки владельцев бизнеса как-то поднять цены и за счёт этого компенсировать потери прошлых месяцев успеха не имеют.
Пройдя по улицам Воронежа, мы без всяких статистических данных воочию увидим пустые билборды и иные рекламные носители, зафиксируем отсутствие промоутеров, предлагающих горожанам лифлеты, бесплатные пробники и образцы продукции.
Конечно, весь спектр операций по уличному и внутреннему сэмплингу завял не только из-за снижения покупательского спроса и готовности тратить деньги. Немаловажную роль в btl-технологиях играет и факт опасений заразиться COVID-19 через предлагаемую продукцию, вне зависимости от того «мокрый» ли это сэмплинг (то есть связанный с пробами продуктов питания), или «сухой», когда потенциальным потребителям передаётся товар в упаковке.
Муниципальные и областные власти стараются помочь рекламному бизнесу, размещая заказы выборной тематики, продвигая средства гигиены, санитарной обработки и требования соблюдения социальной дистанции. Но этого, естественно, не хватает для удовлетворения нужд бизнеса.
Следует также отметить, что далеко не на всех дверях магазинчиков, кафе, туристических агентств, организаций дополнительного образования, сервисных компаний имеются таблички с надписью: «Продаётся». Городские и областные власти не проводят опросов по выявлению настроений местных предпринимателей, потребителей и самозанятых — точных значений индексов для Воронежа и области мы не знаем. Но косвенные факты — например, объявления о количестве желающих купить или продать бизнес, о ценах на торговую и производственную недвижимость, о просроченных кредитах, банкротствах, желании закрыть ИП или предприятие нам о многом говорят.
Маркетинговые стратегии
В текущих условиях бизнесу и власти приходится на ходу менять инвестиционные и маркетинговые стратегии. Владельцы бизнеса и наёмные менеджеры волей-неволей корректируют бизнес-планы, урезают издержки, сокращают сотрудников и занятость, иногда подгружая работников совмещением и новыми трудовыми обязанностями. Поскольку экономить на себе никто не любит, тяготы коронакризиса переваливаются на плечи рядовых сотрудников. Как следствие такой переструктуризации, нарастает социальное напряжение, увеличивается количество обращений в трудовую инспекцию, прокуратуру, судебные инстанции.
Поскольку налоговые поступления от малого и среднего бизнеса в сфере ивентов, рекламы пиара, промо-акций, развлечений, спорта и туризма не столь уж значительны, местные власти не особенно переживают за последствия кризиса. Ну да, форс-мажорные обстоятельства — но ведь федеральные выплаты на поддержание занятости предпринимателями получены, что могли, то сделали, теперь ребята выкручивайтесь сами.
Думается, что такая позиция областных и городских чиновников достаточно близорукая и ущербная. Законодательной и исполнительной власти следовало бы изменить собственную маркетинговую стратегию, выкупая по сложившимся невысоким ценам перспективный бизнес с последующей его доводкой и выгодной перепродажей через полгода-год. Как минимальную меру стоит рассматривать информационную и правовую помощь предпринимателям, желающим продать бизнес, найти партнёров, инвесторов или новых акционеров.