Как известно, Воронежская губерния до революции 1917 года была аграрным регионом, население которого занималось, в основном, сельским хозяйством. Резкий поворот к индустриализации края произошёл в конце 1920-х годов, когда советским руководством был взят курс на инновации и технологический рывок. В Воронеже, где всегда господствовала торговля и мелкие кустарные производства, было решено строить машиностроительные и химические производства (завод СК им. Кирова стал изготавливать по новейшим технологиям синтетический каучук), сельхозмашины и моторы, электростанции и самолёты.
Решение о строительстве Воронежского авиазавода было принято в 1929 году Советом Труда и Обороны. 16 октября 1929 года постановлением СТО был утверждён план строительства Воронежского авиазавода «Б»), в 1930 году начато строительство (4 января 1930 г. приказом Наркомвоенпрома вместо индекса «Б» предприятию присваивается название «Авиационный завод №18»), а к марту 1932 года завод был введён в строй.
Развитие воронежского авиастроения шло весьма динамично в 1930-1950-е годы (подробнее см. здесь). Однако в послевоенное время гражданским и военным самолётам требовались всё более совершенные приборы, бортовые вычислительные системы, авионика, которые выполняли самые разнообразные задачи определения высоты, скорости, местоположения летательного аппарата, коммуникации с наземными службами и членами экипажа, управления различными устройствами, сигнализации и блокировки.
В рамках специализации на приборах для воздушных судов в Воронеже было создано особое предприятие, расположившееся на улице 20-летия Октября. Произошло это в 1956 году, когда на протяжённой стройплощадке стал возводиться комплекс под названием п/я №2. Аббревиатура «п/я» расшифровывалась как «почтовый ящик»; за этим сокращением обычно скрывались предприятия, имевшие оборонное значение. Конечно, сейчас это представляется наивным, но в те послевоенные годы руководство страны считало такую меру секретности нужной и обоснованной.
На начальном этапе пуска предприятия «Электроприбор» стал изготавливать относительно несложные изделия – такие, как ветрочёты, то есть приборы, позволяющие правильно выдерживать курс летательного аппарата, учитывая скорость и направление ветра. Помимо этого, завод изготавливал реостаты для различных устройств, а также детали из пластических масс для предприятий-смежников. По мере развития производственной базы и подготовки кадрового состава, «Электроприбор» стал изготавливать приёмники воздушного давления, став, по сути дела, монополистом в данной сфере.
К концу 1960-х годов специалисты предприятия проводили большую конструкторскую, исследовательскую и испытательную работу. Продуктовая линейка завода «Электроприбор» ежегодно пополянялась15-20 инновационными изделиями. Быстрое совершенствование советской авиационной и космической техники требовало от заводчан серьёзной научной, внедренческой и аналитической работы, кооперации с прочими производителями аналогичной продукции. В 1970-х годах заводом было освоено производство систем автоматического управления летательными аппаратами, систем наведения и бомбометания. Тогда же были построены новые корпуса, оснащены и сданы в эксплуатацию механический и сборочные цеха.
Несколько позднее – в 1980-х годах — «Электроприбор» стал производить оборудование для летательных аппаратов гражданского и военного назначения (для МИГ-29, 31; Су-25, 27; Ту-204; Ил-86 и др.), постепенно совершенствуя прошлые разработки — цифровые бортовые вычислительные системы, информационно-вычислительные комплексы высотно-скоростных параметров, системы автоматического управления, контрольно-поверочную аппаратуру, приёмники воздушного давления, рулевые машины и рулевые агрегаты, датчики аэродинамических углов.
В начале 1990-х годов оборонные заказы заметно сократились, что создало ощутимые трудности для руководства завода. Высокая инфляция, политическая дезинтеграция страны, задержки платежей, уход части квалифицированных сотрудников – всё это поставило предприятие в очень тяжёлые условия. В 1993 году генеральным директором «Электроприбора» стал В.Г. Булатов. Предприятие сменило форму собственности и стало открытым акционерным обществом.
Параллельно с конверсией производства, поиском новых заказов, организационных схем и маркетинговыми исследованиями, руководство завода искало новые перспективные ниши, заняв которые, можно было выжить и получать прибыль.
В середине 1990-х годов предприятие освоило различные виды гражданской продукции и медицинской техники. Изделия завода – счётчики газа, торговое весовое оборудование, автокомпоненты – стали продаваться на российских и зарубежных рынках. При этом «Электроприбор» осуществлял плотное производственное взаимодействие со своими коллегами из конструкторского бюро Ульяновска (ОАО «УКБП»).
В 2000-е годы «Электроприбор» постоянно работает над развитием своих производственных мощностей, оснащения современными системами проектирования и оборудования. В то же время избыточные производственные помещения и площадки сдаются в аренду.
В течение ряда лет предприятие становилось лауреатом Всероссийского конкурсов «100 лучших товаров России», «Российская марка», «Лучшее промышленное предприятие Воронежской области», «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века».
В 2013 году собственники «Электроприбора» планировали продать предприятие за 10 миллионов долларов – об этом сообщали местные СМИ [3]. Дело в том, что деятельность завода «Электроприбор» начала приносить убытки: выручка в 2012 году составила 458 млн. рублей, а убыток — 14 млн. рублей. В первом квартале 2013 года завод получил 6,3 млн. рублей убытков при обороте в 94,2 млн рублей. Однако сделка не состоялась. В настоящее время главные акционеры «Электроприбора» продолжают попытки распродажи бизнеса. Учитывая то обстоятельство, что завод расположен близко к центру города, его может ожидать судьба НПО «Энергия», когда новые собственники, выкупившие предприятие, продали территории под деловую застройку (торговые центры и офисные центры, отели и проч.).
Источники:
1. Воронежский авиастроительный бизнес
2. Воронежский завод «Электроприбор» продан за 10 миллионов долларов
3. Воронежское НПО «Энергия»: воспоминания о былом величии
4. Воронежская энциклопедия. Т.2.