Любое общество основано на определенном порядке и конкретных целях. Целеполагание и активное начало в общество привносит власть, которая возникает одновременно с ним. Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим,то есть через конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

На протяжении всей истории развития России методы, используемые государством при осуществлении власти, претерпевали изменения, но в основных своих чертах сохранились и до настоящего времени.

Генезис российского политического режима имеет свои глубокие исторические корни.

Начальной предгосударственной формой устройства общественной жизни в нашей стране была «военная демократия». Для нее было характерно участие взрослых мужчин в управлении общиной, всеобщее вооружение, публичное назначение военачальников, опора на силу обычая и нравственных норм. Вече – народное собрание – утверждало обязательные для всех правила, которые после освящения их жрецами приобретали характер божественных. Другие решения вече или племенных князей могли опротестовываться. Это была соборная форма народоправства, следы которого будут прослеживаться на Руси в течение столетий.

Первым политическим режимом в рамках раннефеодальной монархии можно считать правление ранних Рюриковичей, или норманнский политический режим, для которого были характерны: автономия местных княжений, сохранение вечевых военно-демократических традиций, языческая религиозность, военная экспансия. Одновременно в этот период формируется правило наследования великокняжеского престола в Киеве старшим в княжеском роде и принимается христианство в форме православия.

В XI веке появляется великокняжеский политический режим, когда Киевская Русь достигает расцвета в политическом отношении при Ярославле Мудром и когда централизация древнерусского государства становится максимальной, а традиционный древнеславянский федерализм ликвидируется.

Однако единство было непродолжительным: Ярославичи начали междоусобную борьбу, осложненную конфликтами с половцами и великокняжеский политический режим стал уступать место удельной раздробленности и плюрализму политических режимов в рамках трех основных групп княжений: Галицко-Волынской, Новгородско-Псковской, Владимиро-Суздальской.

В Новгороде и Пскове сложились фактически феодально-республиканские политические режимы, которые функционировали на основе ведущей роли вече – своеобразного древнерусского парламента с множеством функций. Вече приглашало князей и изгоняло их, избирало владыку – главу церкви, а также посадника, ведавшего гражданскими делами, и тысяцкого, руководившего ополчением. Состоявший из бояр «Совет господ», контролировал работу вече и осуществлял давление на «худых» мужиков – смердов и чернь. Однако вечевая толпа периодически ополчалась против бояр и возникали смуты и междоусобья, которые в конечном счете ослабили «Великий Новгород» и создали условия для его насильственного подчинения Москве в 1478 г.

В Галицко-Волынском княжестве сложился иной политический режим – княжеско-боярский, лишивший вече серьезного влияния. Потомки мономаховичей вели упорную борьбу с воинственными соседями – поляками, литовцами и уграми, а также с местной аристократией, претендовавшей на властные полномочия. Местный Совет бояр играл ведущую роль вплоть до приглашения князей. Но боярская олигархия и постоянное вмешательство западных соседей привели к тому, что богатое княжество не сложилось в централизованное государство, и было разделено между Польшей и Литвой.

Во Владимиро-Суздальском княжестве сложился великокняжеский политический режим, в котором роль вече и боярства были второстепенными. И хотя Владимиро-Суздальское княжество тоже вступило в полосу междоусобиц и распада и подверглось жестокому нашествию татаро-монгол, тем не менее традиция великокняжеского политического режима сохранилась и была вновь воплощена на практике, как только для этого возникли условия. Здесь дольше всего действовали нормы Русской Правды, сюда был перенесен стол митрополита. На территории княжества возник городок Москва, ставший в силу географических и геополитических причин центром объединения русских земель.

Монголо-татарское нашествие нанесло смертельный удар по прежнему строю России. Вечевая демократическая жизнь, местное самоуправление во многих русских городах замирают: князья получают власть от Золотой Орды. На два с половиной столетия Русь утрачивает не только национальную независимость, но и демократические начала в общественной и политической жизни. В ней восторжествовал режим восточной деспотии, элементы которого продолжают играть большую роль на протяжении всей истории России.

В эпоху Ивана Грозного усилились тоталитарные тенденции в политическом режиме. Были ликвидированы все демократические институты: распущены вече, упразднено местное самоуправление, сведена к нулю роль земских соборов. Это был чрезвычайный политический режим, когда царь ввел режим прямого правления (опричнину) и стал опираться на специальный опричный карательный корпус, выполнявший функции политического сыска и преследования противников режима.

Режим первых Романовых получил название традиционалистско-консервативного. Он дал возможность восстановить государственную власть и укрепить правовую систему.

С конца XVII века распространяются идеи рационализма, утверждавшие постулат о государстве как об инструменте решения актуальных проблем жизни общества. В России эти идеи трансформировались в идеологию абсолютной регулярно-полицейской монархии евразийского толка. Петр I направил свои реформы на централизацию управления и провозгласил принцип неограниченной царской власти, поставил все преобразования на систему методов форсирования и принуждения, доведя их до создания абсолютистской монархии Российской Империи.

После смерти Петра I государство осталось абсолютистским, но режим власти несколько изменился. В эпоху «дворцовых переворотов» прослеживались два взаимопереплетающихся типа политических режимов: антинациональный пронемецкий абсолютистский режим и режим господства дворянской политической элиты. Главное – что государственная власть в этот период ослабла, а петровские реформы во многом были отменены.

Ситуация несколько изменилась с воцарением Елизаветы Петровны, которая вернула монархии русский облик и выступила за продолжение петровских традиций, но этим все и ограничилось. Однако после нее Петр III стал проводить внешнюю и внутреннюю политику в духе былой бироновщины.

В царствование Екатерины II установился режим просвещенного абсолютизма. И хотя ее понимание равенства и свободы не шло дальше укрепления позиций дворянства, а просвещенный абсолютизм оказался, в конечном счете камуфляжем феодально-крепостнических отношений, тем не менее целый ряд явлений выделяют в истории период ее длительного правления как особый просвещенный режим власти.

Период 1801–1825 гг. бесспорно вошел в историю как этап не состоявшихся либеральных конституционных преобразований, намечавшихся как царем, так и дворянскими радикалами. В эти годы функционировал политический режим авторитарного либерализма,  явившийся развитием режима просвещенного абсолютизма, но завершившийся реакционной аракчеевщиной. Но именно в это время произошло оформление трех основных общественно-политических направлений: российского либерализма, политического консерватизма и левого радикализма.

Николай I видел идеал государственного устройства в армии с ее уставами и отлаженным механизмом внутренней жизни. Его приход к власти означал консервацию традиционалистской внутренней политики самодержавия, как по форме, так и по содержанию, когда полицейский деспотизм становится главной характерной чертой политического режима.

Режим Александра II получил название авторитарно-реформаторский. Царь не был либералом, но хорошо понимал необходимость реформ и ликвидации отставания страны в военно-технической, социально-экономической и других областях. Также был подготовлен проект конституции, по которой Россия стала бы конституционной монархией. Были учреждены органы местного самоуправления в лице земских собраний.

После смерти Александра II политический маятник в России вновь качнулся в сторону тоталитаризма. При его преемнике Александре III  наступил период открытой консервативной реакции.

Охранительно-консервативный контрреформаторский режим продолжал функционировать и в первые годы правления Николая II. Он во многом способствовал крушению не только сложившегося политического режима, но и всей абсолютистской системы. Основными его чертами были: использование крайних мер в условиях революционной угрозы, военно-полицейская диктатура. Вместе с тем действия режима были направлены на снижение роли земств, путем заигрывания с либералами.

Процесс распада сложившегося политического режима был приостановлен в феврале 1917 года, когда в России была ликвидирована абсолютная монархия и установлена демократическая республика. Но этот республиканский политический режим не был оформлен конституционным образом, носил переходный характер и должен был закончиться установлением либо правой военной, либо левой коммунистической диктатурой.

После октябрьской революции 1917 г. ростки демократии в России были растоптаны: распущено Учредительное собрание и на длительное время установлен тоталитарный режим.

Но если до смерти Ленина в партии и государстве сохранялся режим относительного коммунистического плюрализма, то с 1924 г. началось развертывание острой внутрипартийной борьбы и утверждение режима личной власти Сталина, что привело к формированию в рамках советско-коммунистической системы новой вариации большевистского политического режима – сталинско-большевистского. Если при Ленине прослеживались только отдельные элементы контроля государства над обществом, то при Сталине они приняли всеобщий тотальный характер. Тоталитарный сталинский режим прикрывался Конституцией 1936 г., которая по теоретическим параметрам действительно была демократической и народной. Однако большая часть общества была удовлетворена режимом и находила возможность в его рамках участвовать во власти, проявлять свою активность и др. При всех недостатках и пороках, сталинский режим объективно выполнил и задачу спасения всего человечества от фашизма.

Однако уже в конце 1940-х гг. стала очевидной потребность демократизации советского общества. Смерть Сталина подвела черту в таком развитии режима. Несмотря на личностные различия и характер деятельности Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева как лидеров государства и партии, следует признать наличие общего номенклатурно-коммунистического режима власти в 1960-х – первой половине 1980-х гг., который характеризуется увеличением состава партийных руководителей на местах, значительным расширением их полномочий, что благоприятствовало укоренению отношений личной преданности и утверждению системы ценностей, в которой верность «патрону» превалирует над компетентностью и идеологической выдержанностью.

Обострившийся кризис тоталитарного режима привел к необходимости его изменения. В 1985 г. М.С. Горбачев объявил перестройку и гласность. Начался бурный процесс перехода тоталитарного режима в охлократический, когда все основные политические решения принимались на митингах, плебисцитах, многочисленных референдумах.

Политические процессы конца 1980-х – начала 1990-х годов привели к коренным изменениям государственного устройства России. К августу 1991 г. охлократический режим изжил себя и стал перерастать в демократически-авторитарный, одной из разновидностей которого является режим плебисцитарной демократии. Установился режим, при котором основные политические решения принимались не представительными учреждениями, а на референдумах – путем прямого обращения лидера через голову законодательной власти к народу. Даже принятие конституции было осуществлено путем проведения референдума.

После известных событий в октябре 1993 г. в России установился авторитарно–демократический режим, при котором основные властные полномочия были сосредоточены в руках лидера, принимающего все главные политические решения. Конституция 1993 г. закрепила широкие  полномочия Президента России. Хотя и существует разделение властей, но исполнительная власть преобладает над двумя другими властями. Одновременно этот режим можно назвать и преторианским, так как он опирается на элитарные военные силы. В генезисе политического режима России преторианские политические режимы известны со времен Петра I, который с помощью потешных полков пришел к власти; в последующие времена – эпоха дворцовых переворотов.

После возникновения чеченского конфликта (декабрь 1994 г.) в нашей стране наметился процесс перехода от авторитарно–демократического режима к жесткому авторитарному режиму, а преторианские черты российского режима значительно усилились.

С избранием президентом В.В. Путина в 2000 г. в России начался процесс перехода к авторитарному режиму – «управленческой демократии», который имел и преторианские черты (опора на элитные силовые структуры; образовались семь федеральных округов, в шести из которых господствовали генералы и только в одном – гражданское лицо). Сложившийся режим предполагал значительную концентрацию власти в руках президента при его контроле над деятельностью парламента, что позволяло ему легитимировать свои политические решения в законодательных актах и иметь поддержку своего политического курса со стороны представителей народа.

По мнению экспертов, с приходом нового президента Д.А. Медведева Россия продолжила движение в сторону авторитаризма. Однако сам Президент заявил на экономическом форму в швейцарском Давосе, что Россия строит полноценную демократию, демократию «без ненужных дополнительных определений».

В целом можно сказать, что России в большей степени свойственен авторитарный режим с тенденциями или к тоталитаризму или в меньшей степени к демократии, но чаще наблюдается смешанный политический режим. Власть в нашей стране всегда осуществляется сильным, единоличным вождем. Очень часто режим опирается на элитарные военные силы. Несомненно, значительное влияние на российский политический режим оказали азиатский деспотизм и западная демократическая традиция. Политический режим России – антиномичный и амбивалентный. Его главная специфика – в «безальтернативности развития», ведущей к частой смене режима. Следует так же заметить, что политический режим в большей мере привязан к субъективным факторам исторического процесса, к личностям лидеров и монархов, к конкретной ситуации в стране. Особенно этот факт прослеживается в генезисе политического режима России. Каждый новый правитель предлагает свой политический режим, который поэтому воспринимается как образ правления – «петровский»,  «сталинский», «путинский».

В политическом режиме современной России просматриваются как недемократические, так и демократические тенденции. Усиление авторитарных черт обусловлено как Основным законом страны, так и распространением терроризма, ростом преступности, этнорегиональными и конфессиональными конфликтами и др.

Но нельзя не заметить, что в современной России все отчетливее проявляются и демократические черты: строится правовое государство, создается гражданское общество, действуют механизмы непосредственной демократии, существует система разделения властей, гарантированы основные права человека.

Важным является то, что поступательное движение необходимо делать с учетом имеющегося  исторического опыта.

 Автор: Калашникова С.М. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *