В истории человечества изначально идёт процесс взаимодействия искусства и религии. В итоге все мировые религии включили в свою структуру почти все виды искусства. Отдельные исследователи полагают: «И наконец, самое лучшее и самое ценное, что создал пробудившийся дух человека, — искусство».[7,с.448]

Культуротворческий процесс связан как с углублением, погружением в историю человечества, так и с созиданием новых смыслов. Потому он преобразует наличное социо-культурное пространство, создаёт новые культурные и социальные формы, благодаря чему изменяет и культуру, и общество. [12, с.22.]

Формирование арабо-мусульманской культуры в VII – X веках обусловлено взаимодействием культур арабов и народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы, Северной Африки, Кавказа. Специфическое понимание характера связи человека и Всевышнего в исламе не могло не отразиться и на характере искусства. Исходный принцип этой религии – внеисторическая встреча личности с Богом и вручение Ему всецело своей судьбы.

Иранский философ С.Х. Наср пишет: «Исламское искусство — плод исламской духовности, с точки зрения своего генезиса, и представляет собой дополнение, опору и поддержку для духовной жизни с точки реализации или возвращения к Истоку».[6, с.27]

Арабская культура наряду с византийской сыграла значительную роль не только в сохранении античных традиций, но внесла заметный вклад в общемировую цивилизацию. При этом нельзя не принимать во внимание неоднородность ислама, что обусловило неодинаковое отношение к искусству, изображению живых существ, музыке, танцам, сценическим традициям в различных регионах распространения ислама, в разных его течениях и направлениях, особенно в тех регионах, где существовали давние устойчивые культурные традиции. Аниконизм, который является одним из базовых аспектов ислама, не следует путать с запретом на изображение живых существ, который есть не что иное, как предупреждение об опасности своего рода идолопоклонства, некогда особенно распространённого среди семитов. Ведь при этом может быть нарушен важнейший догмат ислама – ат-таухид (единобожие).

В иранской – шиитской – художественной традиции эти предписания вовсе не строги. [8, с. 306] Именно в этой среде зародилось анти-арабское иранофильское движение «шу`убийя», ставшее проявлением идеологической борьбы неарабских народов, в основном персов, против арабской гегемонии.[2, с.192-195] Российский учёный-арабист А.Б. Куделин обращает внимание на то, что поэты «рисуют» с помощью слов для преодоления формального запрета на некоторые изображения: «Но повторяю, строгого запрета не было, достаточно взглянуть на коллекцию персидской миниатюры в Эрмитаже». [5, с. 14-15]

Подобные запреты на изображения живых существ, жёсткие рамки религиозных канонов и правил в известной мере дали толчок поиску народными умельцами самых разнообразных орнаментальных мотивов. Одно из краеугольных положений мусульманской эстетики – аль-джамаль: красивым может быть только полезное. «Для ранних мусульман, – пишет Т. Стародуб-Еникеева, – полезность и целесообразность были главными критериями красоты предмета или явления, и они охотно осваивали античное и византийское наследие, использовали традиции и опыт покорённых восточных народов». [14, с. 49]

Сегодня один из важнейших аспектов духовной миссии исламского искусства заключается в его способности представлять сердце ислама более непосредственно и доходчиво, чем многие толкования, претендующие на научность. Ввиду особого консерватизма мусульманского общества новое обязательно содержит в себе элементы старого, устоявшиеся привычные формы наполняются свежим содержанием.

Несмотря на то, что мусульманская религия весьма существенно влияла на развитие изобразительного искусства в регионах своего распространения, всё же изобразительность никогда не исчезала в средневековой художественной культуре стран Ближнего и Среднего Востока, Кавказа, особенно в ареале распространения шиитского направления ислама. Искусствовед Э. Гюль полагает: «Развиваясь в условиях территориально разбросанного мусульманского мира, на фоне постоянных контактов и связей различных стран от отрогов Гиндукуша до Средиземного моря, искусство ислама предлагает новый язык общения, понятный всем народам, исповедующим эту религию». [3, с. 54]

Впитывая и творчески перерабатывая различные по своему генезису художественные традиции, мусульманскому искусству удалось совместить, казалось бы, два взаимоисключающих понятия – интеграцию и самоопределение. В искусстве мусульманского мира оказались востребованы элементы различных этнических культур, придавшие ему многогранность. Под покровом разнообразных орнаментальных композиций, схем, мотивов развивались все виды и средства изображения – живописные, графические и пластические.

Как развивалось художественное творчество, наглядно демонстрируют произведения искусства древнего Дербента, которые наиболее гармонично и целостно отражали свою эпоху и воплотили в своих образах мировоззрение народа, создавшего их, его представления о высших канонах гармонии и красоты. [11, с. 121-126]

В развитых религиозных системах искусство уже изначально является элементом религиозного культа. Как подмечает Н.Г. Айдемиров: «Исследования показывают, что исламская религия явилась тем единственным социальным институтом, который смог сохранить до наших дней многие положительные, добрые национальные, народные традиции и обычаи, придав им религиозную окраску…». [1, с. 68]

По мнению итальянского философа Джованни Джентиле: «Ни одно человеческое творение, которое несёт на себе печать духа, т.е. творца, не может быть исключено из области искусства». [4, с. 248] Искусство, будучи самой яркой манифестацией культуры, входит в систему культуры, содержательную основу которой составляют обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения, теоретическую – философия, гуманитарное и социальное знание, а организационную – система образования.[13, с. 33]

Различие религии и искусства проявляется и в том, что основным элементом, формирующим художественную модель мира, выступает образ, а у религиозной модели — символ. Некоторые исследователи утверждают: «…между всеми жанрами поэзии религия лучше всего достигает главной цели искусства, заключающейся в том, чтобы возвышать человека над обыденностью и пробуждать в нём чувство его неземного происхождения». [9, с. 228] Архитектура, музыка, поэзия в храме перестают быть самостоятельными видами искусства, а становятся частями единого целого – богослужения.

По мере развития мусульманской архитектуры, были выработаны такие эстетические понятия-символы, как: 1) «джамал» – божественная, совершенная красота, символизированная в куполе мечети, 2) «джалал» – божественное величие (величественное, возвышенное) – это минареты, 3) «сифат» – божественное имя – письмена на внешних стенах мечети.

Вообще, социальные ориентиры ислама тесно связаны с его взаимоотношением с искусством. Сегодня растущая роль духовного фактора вызывает необходимость возвращения к своим корням: истории, языку, религии, системе идеалов и ценностей, нормам быта и поведения. [10, с.133-135] Специфические особенности образа жизни разных народов повлияли на культурно- исторический процесс, который и определяет многообразие культуры и исключительное богатство локальных отличий мотивов и форм в искусстве.

Автор: Сеидова Г.Н.

Литература:

1. Айдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1998

2. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1966

3. Гюль Э. Искусство ислама в контексте культур // Россия – Иран: диалог культур. М.: Ленанд, 2006

4. Джентиле Дж. Введение в философию / Пер. с итал., вступ. статья, комментарии, указатель А.Л. Зоркина. СПб: Алетейя, 2000

5. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика: вопросы современных исследований. СПб: Изд-во СПбГУП, 2006

6. Наср С.Х. Исламское искусство и духовность / С.Х. Наср; пер. М.Л. Салганик. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009

7. Пфлейдерер О. Религия и религии. Религиоведение. Хрестоматия / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: «Книжный дом «Университет», 2000

8. Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. СПб: Питер, 2008

9. Ренан Э. Очерки по истории религии. Религиоведение. Хрестоматия / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: «Книжный дом «Университет», 2000

10. Сеидова Г.Н. Глобализация и традиционная мусульманская культура в Дагестане / Материалы Международного 160 конгресса «Глобалистика-2009» Пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства. 20-23 мая 2009. М., 2009. Т.1

11. Сеидова Г.Н. Культурная среда самого южного города России / Материалы VIII Всероссийского научного симпозиума «Проблемы городов России: теория, методология, историография, исследовательские модели и практики» (21-22 октября 2010). Новосибирск, 2010

12. Струк Е.Н. Феномен творчества человека как фактор преодоления социальных пределов общества // Обсерватория культуры. 2010. № 5

13. Флиер А.Я. Культура как власть // Обсерватория культуры. 2006. № 1

14. Цит. по: Далгат Э.М. О средневековом искусстве ислама. Иранистика на Северном Кавказе. Сборник статей. Махачкала: ИП Гаджиев С.С., 2009.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *