Каждому россиянину известна история блокадного Ленинграда, его героическая оборона, голодные боевые будни. Но лишь немногие знают о том, что даже в это труднейшее время в осаждённом городе продолжала работать финансово-хозяйственная система, собирались налоги и сборы. Эту важную и интересную тему раскрывает к.и.н. , доц. Зотова А.В. из Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций.

С самого начала войны в налоговой системе Советского Союза произошли существенные изменения. 3 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР установил на военное время временную надбавку к сельскохозяйственному налогу в размере 100% с суммы налога, предъявленной к уплате. Были предоставлены льготы хозяйствам колхозников и единоличников, в состав семей которых входили граждане, находившиеся на действительной военной службе и призванные по мобилизации в Красную армию и Военно-Морской флот. С 1 июля 1941 г. была введена о временная надбавка к подоходному налогу с населения.

Для граждан, подлежавших по возрасту мобилизации, но освобожденных от призыва, надбавка к подоходному налогу устанавливалась в следующих размерах: с рабочих и служащих при месячном заработке до 300 руб. — 100%; при месячном заработке свыше 300 руб. и до 500 руб. — 150%; свыше 500 руб. — 200%.

С 1 октября 1941 г. был установлен налог на одиноких и бездетных граждан СССР. Согласно ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от обложения налогом освобождались военнослужащие и их семьи; учащиеся средних и высших учебных заведений; мужчины в возрасте до 25 лет и женщины в возрасте до 23 лет; пенсионеры; лица обоего пола, если им по состоянию здоровья в соответствии с решением врачебной комиссии было противопоказано деторождение.

Согласно инструкции «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» НКФ СССР от 30 ноября 1941 г. возраст налогоплательщиков был снижен и налогами стали облагаться мужчины от 20 до 50 лет, женщины от 20 до 45 лет.

С 1942 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 г. был введен сбор военного налога. С его введением была отменена временная надбавка к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения. Налог обязаны были уплачивать все люди с 18 лет. Граждане, сверстники которых были призваны на действительную военную службу или мобилизованы в РККА и ВМФ, не мобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали военный налог по установленным ставкам с увеличением суммы налога на 50%.

10 сентября 1942 г. был установлен налог со зрелищ. Налог начислялся исходя из ставки процента на сумму билета:

а) с лекций, диспутов, докладов, выставок, музеев — 5%;

б) с оперных, балетных, драматических спектаклей и симфонических, тематических и камерных концертов — 5%;

в) со спектаклей музыкальных комедий (оперетт), концертов, эстрад, цирковых представлений, аттракционов, каруселей, паноптикумов, общественных гуляний, зверинцев, катаний на лодках, на велосипедах, со спортивных состязаний, кроме бегов и скачек — 10%;

 

г) с бегов и скачек с тотализатором — 60%;

д) с бегов и скачек без тотализатора — 40%;

е) с прочих зрелищ — 50%.

От налога со зрелищ были освобождены зрелища, устраиваемые в частях, клубах и домах Красной армии, Военно-Морского флота и войск НКВД СССР для  военнослужащих и членов их семей без допуска посторонних лиц; платные лекции  и доклады по марксистско-ленинскому воспитанию, а также оборонного и политико-просветительского характера; различные зрелища, устраиваемые для детей до о 16-летнего возраста; постановки и выступления кружков самодеятельности; музеи и отдельные зрелища в школах, больницах, приютах, устраиваемые для учащихся и инвалидов; государственные театры и другие зрелищные предприятия и организации, список которых был установлен Комитетом по делам искусств при СНК СССР по согласованию с Наркомфином СССР.

Исчисления сумм налога осуществлялись самими организаторами зрелищ. Суммы полностью оставались в составе доходов местных бюджетов. За неуплату или несвоевременную уплату налога полагался штраф до 100 руб.

С 10 апреля 1942 г. были установлены льготы по местным налогам. В частности, от налога со строений были освобождены строения, принадлежавшие лицам, которым были присвоены звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и Героя труда, лицам, награжденным орденами Союза ССР, если принадлежавшие им строения были заняты непосредственно указанными людьми, либо их семьями и не сдавались в наем помещений, квартир и комнат; строения, принадлежавшие лицам, состоявшим в рядах Красной армии, Военно-Морского флота, войск НКВД, вступившим в ряды Народного ополчения и партизанские отряды, а также семьям этих лиц; строения, занятые предприятиями государственной промышленности, приведенные в состояние консервации.

С июля 1942 г. произошло ужесточение уплаты налогов. Так, заработки до 150 руб. облагались военным налогом в размере 7%. В связи с этим, в отмену существовавшей практики, с заработков до 25 руб., ранее освобождавшихся от обложения, военный налог взимался также в размере 7%.

Особый интерес представлял подоходный налог с населения. От его уплаты освобождались рабочие и служащие, получавшие зарплату не выше 150 руб. в месяц, военнослужащие и военнообязанные, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и пр. Ставки налога определялись следующим образом: от 151 руб. до 200 руб. в месяц — 5,5% месячной зарплаты; от 201 до 300 руб. — 6; от 301 до 400 — 7; от 401 до 500 — 8; от 501 до 700 —10; от 701 до 1000 — 12; от 1001 и выше — 13%.

Таким образом, самая высокая ставка налога с самых состоятельных людей составляла 13%.

Система налогообложения в Ленинграде, разумеется, строилась в соответствии с советским законодательством, но имела свою специфику, обусловленную блокадой города.

В 1942 г. в «Бюллетене Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся» были опубликованы правила взимания местных налогов и сборов. В частности, был установлен разовый сбор с лиц, торговавших на базарах, рынках и других отведенных для торговли местах. От уплаты освобождались колхозники и крестьян не, продававшие с рук, корзин, лотков, столов или полок птицу, яйца, молоко, масло и сыр, а также колхозы, колхозники и граждане, продававшие сельскохозяйственную продукцию с рук, лотков, прилавков и полок на станциях железных дорог и пристанях.

В период с 20 октября 1941 г. по 15 января 1942 г. был проведен налоговый о учет граждан, имевших самостоятельные источники дохода. Райжилуправления, о райкоммунотделы и управление рынками были обязаны не позже 20 октября 1941 г. И представить в райфинотделы списки помещений и мест в домах, на улицах, площадях и рынках, сдававшихся в аренду частным лицам для занятия промыслами и продажи кустарями своих изделий.

Райздравотделы были обязаны подать в вышестоящие органы списки состоявших на учете лиц, занимавшихся частной врачебной практикой.

Все учреждения, предприятия и организации до 1 ноября 1941 г. должны были сообщить райфинотделам сведения за 1941 г. о выплатах частным лицам (аренда жилплощади и других помещений у частных лиц, транспортные перевозки и т. п.).

Всем учреждениям, предприятиям и организациям, а также промыслово-кооперативным артелям предписывалось в срок не позднее 10 января 1942 г. сообщить райфинотделам сведения о рабочих, служащих и членах артелей, выполнявших работы на дому, а также сведения о заработках членов транспортных артелей, не обобществивших рабочий скот. Горфинотделу и райфинотделам поручалось установить контроль за своевременным и полным представлением сведений и подвергать лиц, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении сведений и деклараций, штрафу.

В целях выявления лиц и объектов, подлежащих обложению государственными и местными налогами в 1944 г., Исполком Ленгорсовета постановил в период с 15 ноября 1943 г. по 25 января 1944 г. провести в Ленинграде налоговый учет. Руководители предприятий, учреждений и организаций, управляющие домами, коменданты зданий и общежитий, а также домовладельцы были обязаны подать в районные финансовые отделы учетные сведения.

Наряду с успешным выполнением планов налоговых поступлений за 1944 г., по мнению финорганов Ленинграда, наблюдались и некоторые недостатки: «В результате недостаточного внимания к работе по учету и привлечению к обложению кустарей и ремесленников, финорганы не справились с задачей по исчерпывающему выявлению тех лиц из этой категории плательщиков, которые осуществляют свои промыслы без государственной регистрации.

Работники жилищной системы не сообщают финорганам требуемых законом сведений о лицах, получающих доходы от труда не по найму. Имеются факты укрытия управляющими домохозяйствами от регистрации в райфинотделах ряда лиц: водопроводчиков, электромонтеров, строительных рабочих и т. п.

Работники местной промышленности (директора промкомбинатов), правления промартелей, администрация ОРСов и другие организации, имеющие сеть мастерских по бытовому обслуживанию населения и использующие труд надомников, совершенно неудовлетворительно контролируют работу администрации мастерских,  ателье, работу надомников, вследствие чего в указанных мастерских многие мастера выполняют частные заказы, укрывая свою частную кустарно-промысловую деятельность под вывеской промкомбинатов, артелей, ОРСов и т. п. (Куйбышевский, о Октябрьский и другие районы)».

Представляют интерес статистические сведения о налогах, собиравшихся с ленинградцев в годы войны (таблица). Налоги были трех категорий: местные, отчисления от государственных налогов и неналоговых доходов и государственные налоги, сборы и пошлины, непосредственно зачислявшиеся в местный бюджет.

Представляет интерес тот факт, что в начале войны свою роль играли такие налоги и сборы, как сбор с владельцев скота, налог с посетителей публичных зрелищ и увеселений, а также сбор с владельцев собак.

В 1943 г. планы по земельной ренте и по налогу с транспортных средств в Ленинграде были не выполнены, хотя в целом городской план по налогам и сборам был перевыполнен. Был превышен план по сбору налогов с нетоварных операций на 17,5%.

Поступление налогов с доходов от кооперации составило 46 714 тыс. руб. План был выполнен на 116,8%.

В 1944 г. были возвращены деньги тем предприятиям, которые ранее привлекались к уплате налога в 1943 г. по законсервированным строениям.

Резкое перевыполнение плана по разовому сбору обусловлено открытием во втором полугодии новых рынков в ряде районов города.

Причиной перевыполнения плана по налогу с кино являлось проведение дополнительных сеансов и рост посещаемости театров, обусловленный увеличением населения города и демонстрацией ряда фильмов, пользовавшихся большим успехом у зрителей.

Перевыполнение плана по налогу с нетоварных операций было связано с увеличением производственных программ ведущими предприятиями города.

В 1942 г. СНК СССР и Минфин СССР и РСФСР объявили об организации всесоюзного социалистического соревнования среди республиканских, краевых и областных финансовых отделов, нацеленного на выполнение задач по формированию государственного бюджета. Победителем в соревновании мог стать тот финансовый отдел, который, в первую очередь, представил бы лучшие показатели по бюджету. Необходимо было добиться лучших показателей в выполнении планов по государственным доходам, налогам и сборам, государственному страхованию, вкладам и займам.

Для того чтобы обеспечить выполнение требований по государственным доходам, необходимо было представить отчетность о выполнении плана по налогу с оборота, отчислениям от прибылей, подоходному налогу и неналоговым доходам без недоимок. Очень важны были платежная и отчетная дисциплина в хозорганах, своевременная и высококачественная проверка налоговых отчетов и балансов. По налогам и сборам должна была проводиться работа по учету плательщиков, начислению платежей и их взысканию.

В письме заведующему Ленинградским горфинотделом И. В. Гужкову от НКФ СССР 8 ноября 1942 г. говорилось о том, что «при выполнении плана по налогу с оборота на 131,1% финорганы Ленинграда заняли второе место по РСФСР. <…> Однако план по налогам хотя и выполнен на 102,9% (25-е место), но по военному налогу и подоходному налогу с населения имелось недовыполнение заданий — 11 365,6 тыс. руб. недособрали».

Анализ поступлений налогов в бюджет Ленинграда представляет значительный интерес. Показатели за 1941 г. не отражают реальной динамики событий, поскольку имеющиеся в архивах сведения характеризуют количество собранных денежных средств за 1941 г. в целом. На основе анализа документов Российского государственного архива экономики была подсчитана общая сумма налогов, собранных в СССР в 1941 г. Она составила 92 738 751,282 тыс. руб.2. Благодаря сведениям фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, удалось подсчитать сумму налогов, сборов и пошлин, полученных в 1941 г. в Ленинграде. Она составила 36 5901,1 тыс. руб.3. Таким образом, доля налогов Ленинграда в доходной части союзного бюджета составила 0,4%. В 1942 г. налоги, сборы и пошлины, собранные с населения Ленинграда, составили 264 615,6 тыс. руб.4. Если учесть, что в Советском Союзе в 1942 г. налоги и сборы составили 100 518 000 тыс. руб.5, то доля Ленинграда составляла 0,26%, в 1943 г. — 0,446, в 1944 г. — 0,3%. Вероятно, это было связано с тем, что значительные средства стали вкладываться в восстановление разрушенного города и в реэвакуацию предприятий.

Налоги и сборы, собиравшиеся в Ленинграде во время блокады, были важной частью городской экономической политики, нацеленной на перевод экономики в военное русло, на обеспечение государства средствами, необходимыми для ведения боевых действий по отпору врагу.

 

Полную версию статьи Зотовой А.В. см. на КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *