Игрушки занимают значительное место в культуре, воспитании и экономике любых обществ, вне зависимости от того, на какой стадии развития они находятся. Игрушки формируют характер и ценности людей, раскрывают их предпочтения и способности, служат людям не только в детстве, но в зрелом и почтенном возрасте. В последнем случае игрушки становятся памятными вещами, сувенирами, приобретают не только семейную, но и антикварную ценность, становятся объектами коллекционирования, хобби, декоративно-прикладного искусства, предметами обращения на арт-рынках.

Ныне игрушки стали неотъемлемой частью национальной культуры и событийного туризма (фестивального, театрального, спортивного), который быстро набирает силу в современной России. Естественно, Воронежская фабрика игрушек включается в эти процессы, выходя за рамки одного лишь дизайна, маркетинга и производства продукции для самых маленьких. На текущий момент менеджментом фабрики уже практикуется промышленный туризм внутри предприятия, организованный для детей и взрослых. Вскоре, по всей вероятности, специалисты Воронежской фабрики игрушек станут осваивать сувенирный бизнес, кооперацию с другими торговыми марками, интернет-торговлю и другие эффективные инструменты.

Но это вопрос недалёкого будущего; сейчас же мы обратимся к истории создания компании, бросим ретроспективный взгляд в прошлый век, когда закладывались основы перехода от кустарного к массовому производству.

А начиналось всё в период НЭПа, в 1927 году, когда в Воронеже была образована артель под характерным названием «Универтруд» (от сокращения слов «универсальный труд» — см. на рис.1 торговую марку артели). Коммерческое наименование артели было выполнено на силуэте слона, символизировавшего силу и мощь труда — этот логотип ставился на все изделия артели вплоть до 1960 года, то есть до момента её расформирования и создания на основе артели новых предприятий — в том числе фабрики игрушек.

Рис.1. Торговая марка артели "Универтруд"

Рис.1. Торговая марка артели «Универтруд»

Современному читателю не совсем понятен термин «артель», который в XXI веке редко употребляется. Сейчас в системе малого и среднего предпринимательства в ходу такие слова и аббревиатуры, как ИП, ООО, партнёры, бизнесмены. Тем не менее, артели — организации древние, которые появились на Руси давно, задолго до НЭПа. Русские ремесленники и промысловики осуществляли свою коммерческую деятельность либо индивидуально, либо коллективно – в форме ватаги или артели. «Артель и рота, — указывает В.И. Даль, —  одно и то же древнее слово от ротитися – клясться, присягать, товарищество за круговой порукой, братство, где все за одного, один за всех; артель – это дружина, община, товарищество для общего хозяйства и особенно пищи, также для работы сообща и раздела заработков».

В середине 1920-х годов в Воронеже работало множество кустарей, которых мы сейчас называем иначе — самозанятыми или индивидуальными предпринимателями). Так вот они единолично, в составе семьи или в кооперации друг с другом, работали на местный рынок игрушек, поставляя на него изделия из керамики, дерева, тканей, кожи, стекла. Делали игрушки и из пищевых продуктов — в виде сахарных петушков, пряников, фигурного шоколада.

Для облегчения контроля за предпринимателями-кустарями с точки зрения качества продукции и уровня доходов, власти предложили им объединиться в Воронежскую промыслово-кооперативную артель «Универтруд» Воронежского областного многопромыслового союза «Облмногопромсоюза». Тогда почти всех производителей объединяли в тресты и синдикаты. Не избежали этой участи и кустари, специализировавшиеся на производстве и продаже различных мелких, но нужных изделий — игрушек, настольных игр (шашек, домино), ёлочных украшений, галантереи и других товаров.

Как известно, коммунисты, пришедшие к власти после Октябрьской революции, пропагандировали свои культурные ценности и отвергали различные буржуазные традиции — к коим относился и новогодний Санта-Клаус. Не приветствовалось в первые десятилетия существования Советской России и празднование Нового года.

Однако начиная с середины 1930-х годов положение в этой сфере изменилось, в жизнь советских людей прочно вошёл Дед Мороз и Снегурочка. Доброй традицией стало наряжать новогоднюю ёлку в домах и учреждениях. И тогда потребовались новые мощности для удовлетворения резко возросшего спроса на ёлочные игрушки, декоративных Дедов Морозов всех размеров, нарядных Снегурочек, снеговиков и прочих сказочных персонажей. Да и население Воронежа всего лишь за 15 лет возросло более чем втрое, увеличившись с 95 тысяч в 1923 году до 326 тысяч в 1939. В связи с такой ошеломляющей динамикой спрос на игрушки возрос кратно.

Для производства ёлочных украшений теперь нужны были иные, более существенные мощности, поэтому к этому времени  производство изделий из стекла было выведено в отдельное направление. Вновь созданное предприятие было названо артелью «Четвёртая пятилетка».

После Великой Отечественной войны разрушенный Воронеж возрождался. Сначала приводились в порядок главные здания и производства — в 146 году отремонтировали и ввели в эксплуатацию кинотеатр «Пролетарий», здания Госбанка и редакции газеты «Коммуна» (см. Восстановление центра Воронежа), в 1952 году леса сняли с реконструированного здания ЮВЖД. Вместе с преображением внешнего вида города модернизировался и промышленный потенциал, увеличивалось количество школ, детских садов, культурных и образовательных учреждений.

Пальчиковый кукольный театр, производимый Воронежской фабрикой "Игрушки". 2019

Пальчиковый кукольный театр, производимый Воронежской фабрикой «Игрушки». 2019

Столице Черноземья вновь потребовалось значительные количества различных игрушек, в связи с чем в 1960 году артель «Четвертая пятилетка» была реорганизована в предприятие местной
промышленности – фабрику «Игрушки». Технически сложных изделий фабрика не изготавливала, специализируясь на сегменте игрушек для младших возрастных групп — недорогих, безопасных и достаточно качественных.

С 1982 года Воронежская фабрика «Игрушки» стала выпускать изделия из новых видов пластмасс. Существенную часть объёмов игрушек стали выпускать на закупленном за рубежом оборудовании.

В 1991 году, ещё до официального старта ваучерной приватизации, Воронежская фабрика «Игрушки» была преобразована в закрытое акционерное общество. Тем самым был изменён статус предприятия, которое перешло из собственности государства в частные руки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *