Кинематограф, стремительно ворвавшийся в русскую культуру в конце XIX – начале ХХ века, сыграл свою значительную и в чём-то роковую роль для мировосприятия и духовности дореволюционной России. «Великий немой» сотворил переворот в сердцах людей, серьёзно подорвал веру в Бога, взбудоражил сознание всех, увидевших невиданное ранее зрелище, происходящее на экране. Здесь надо пояснить, что первые киноленты до конца 1920-х годов были немыми, а в кинозале на пианино играл тапёр – специальный аккомпаниатор, выдававший зрителю живой звук сопровождения. Эра звукового кино наступит позже — с начала 1930-х годов; именно тогда «великий немой» обретёт голос, хотя часть режиссёров и зрителей считало это ненужным, такой же несуразицей, как создание «поющей книги».

Но вернёмся в российскую действительность начала ХХ в. Кинематограф тогда стал не только быстро распространявшимся по стране бизнесом, но и формировал новое мировоззрение, ценности, взгляды на веру, культуру, общество.  В.И. Ленин недаром указывал, что: «Главнейшим из всех искусств для нас является кино», поскольку имел многочисленные свидетельства того, что кинематограф ослаблял православную веру, заставлял сомневаться в чудесах и христианских ценностях. Новой пролетарской культуре именно это и было нужно, чтобы заместить веру материалистическими представлениями.

В этой связке культуры и бизнеса мы рассмотрим открытие в Воронеже кинотеатра (или электротеатра — так тогда называли эти новые учреждения) под названием «Тауматограф». Столь непривычное русскому слуху название было взято из иностранного лексикона. Понятие тауматургии пришло в современность из древнегреческого искусства творения магии и чудес. Английское и французское слово thaumaturge переводится как чудотворец, волшебник, маг. Основатели воронежского электротеатра использовали это слово для указание на магию кино, добавив окончание -граф, указывавшее на прямое отношение к кинематографу. Таким образом и было получено название «Тауматограф«, которое, впрочем, продержалось весьма недолго. Но об этом чуть ниже.

Как мы уже сказали, организация кинотеатров как вид предпринимательства был быстро подхвачен прагматично настроенными воронежскими коммерсантами. В центре города за несколько лет возникает сразу три электротеатра — «Тауматограф», почти напротив от него «Ампир» (будущий кинотеатр «Спартак») и в двухстах метров от них — синематограф «Увечный воин».

Митинг у кинотеатра "Тауматограф". Воронеж. 1917.

Митинг у кинотеатра «Тауматограф». Воронеж. 1917.

Как сообщает известный воронежский краевед Павел Попов, само помещение электротеатра “Тауматограф”, принадлежало потомственным почётным гражданам Воронежа Типцевым (Николаю, Аркадию, Вере и Петру Петровичам). Электротеатр был построен в 1900-х годах, первоначально имел небольшие размеры (правая часть здания). Но поскольку спрос на кинофильмы со стороны зрителей был высокий, помещение кинотеатра было решено расширить.

В 1915 году здание было значительно увеличено за счёт сооружения с левой южной стороны пристройки в стиле модерн, ставшей композиционным центром здания. После реконструкции электротеатр стал называться “Кино”. Это простое название лучше воспринималось в народе, чем сложное и малопонятное «Тауматограф».

Кинотеатр с новым названием «Кино» имел один проекционный аппарат, приобретённый в Москве у фирмы «Name», и одну динамо-машину. Зрительный зал заведения был рассчитан на 286 мест, в нём стояли мягкие венские стулья. При театре работал буфет. В 1916 году в электротеатре стала работать “Секция детских развлечений и внешкольных занятий” Народного университета — здесь были организованы познавательные лекции с показом картин.

В 1930 году электротеатр «Кино» стал первым в Воронеже звуковым кинотеатром. Услуги тапёра стали больше не нужны. Актёры революционных фильмов заговорили своими голосами, были озвучены соответствующим образом боевые действия, шутки героев, реплики, диалоги действующих лиц.

Поскольку объявления о сеансах в газете «Воронежская коммуна», которая в 1928 году в связи с образованием ЦЧО  стала «Коммуной»,  вносили некую путаницу из-за названия «Кино», кинотеатр решено было в очередной раз переименовать.  Назвали кинотеатр «Комсомолец» в духе того времени; это название просуществовало вплоть до Великой Отечественной войны.

Кинотеатр "Комсомолец". Воронеж. 1943.

Кинотеатр «Комсомолец». Воронеж. 1943.

На фотографии военного времени (см. выше) мы видим действующий кинотеатр «Комсомолец», хотя в 1943 году подавляющее число зданий Воронежа лежали в руинах. Из этого факта мы можем сделать однозначный вывод о значимости кино для города, измученного войной.

Затем до 1961 г. здесь располагался Театр музыкальной комедии. Запланированная в 1950-х гг. надстройка театра тремя этажами не была осуществлена.

После восстановления здания Театра музыкальной комедии, построенного в 1931 году на главной площади города и сильно пострадавшего в войну, здание кинотеатра «Комсомолец» было передано Воронежской государственной филармонии.

Современный вид здания "Тауматографа", в котором ныне расположена Воронежская государственная филармония. 2021

Современный вид здания «Тауматографа», в котором ныне расположена Воронежская государственная филармония. 2021

В довоенное время Воронежская филармония находилась с 1937 года в здании Дома санитарной культуры, расположенного по улице Чайковского. Но в войну здание старой филармонии было настолько сильно повреждено, что не подлежало восстановлению. Теперь на его месте находится жилой дом. См. Открытие Воронежской филармонии в 1937 году.

 

Источники:

  1. Архив автономного учреждения культуры Воронежской области «Государственная инспекция историко-культурного наследия».
  2. Историко-культурное наследие Воронежа. Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронеж. 2009. — сс.267-268.
  3. Попов П.А. Воронеж. История города в названиях улиц. – Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. – сс.166-173.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *