Летом 1942 года началась ожесточённая битва за Воронеж. На полях сражений сошлись моторизованные и бронетанковые дивизии, пехотные и артиллерийские соединения. Кровопролитные бои шли за каждую улицу и каждый дом; в боестолкновениях стороны несли огромные потери, которые иногда достигали 10 тысяч человек в день. Как сообщал немецкий военный корреспондент Густав Штебе, ставший очевидцем тех яростных схваток, бой только за областную клиническую больницу (Ротонду) длился 6 часов. За неё сражались все, кто мог носить оружие, даже женщины, дети и бойцы, которым только что сделали операцию. Фашисты, привыкшие к лёгким победам в Европе, были потрясены стойкостью и упорством солдат Красной Армии.

Колесниченко В.Е. (1915-1942)

Но эти бои шли на земле, в парках и в городских кварталах – о них свидетельствовала лишь непрерывная стрельба, канонада, взрывы и пламя пожаров — они не были такими очевидными и наглядными, как жестокие схватки в воронежском небе. Воздушные бои воочию видели все – гражданское население, ополченцы, бойцы Красной Армии, солдаты вермахта и войск СС. Смерть на земле не была публичной, её, как правило, видели лишь несколько пар глаз. Но бои в воздухе, на виду тысяч людей, имели огромное воодушевляющее или деморализующее воздействие на участников сражений.

Немецкие асы, господствовавшие в воздухе в первый год войны, были уверены в себе и своём боевом опыте, которые они приобрели ещё в Испании в 1936-1937 годах, а потом отточили на Польше, Франции, Великобритании.

Демьянов М. А. (1921-1942)

Демьянов М. А. (1921-1942)

Молодые советские лётчики, только-только закончившие лётные училища и не имевшие солидного боевого опыта, должны были что-то противопоставить бывалым пилотам люфтваффе. Технического превосходства над немецкими самолётами у нас не было, поэтому этим «что-то» был героизм и самопожертвование, готовность сражаться до конца за свою землю, свой народ.

Но это не было фанатизмом японских пилотов-камикадзе, взлетавших на деревянных самолётах, набитых взрывчаткой и оставлявших шасси на аэродроме. Это не было похоже на чувства смертников, сидящих в торпедах-кайтэнах с компасом и секундомером в руках, умирающих за императора и Ямато. Наши парни не проходили особых ритуалов и не изучали кодекса Бусидо. Они действовали по велению души и совести.

Так действовал 27-летний Василий Колесниченко (см. фото выше), который в воздушном бою над Воронежем был ранен в обе ноги, но решил протаранить немецкий бомбардировщик. Героически закончил свой последний бой и 21-летний Михаил Демьянов, направивший свой горящий самолёт на вражескую моторизованную колонну. Именами этих героев теперь названы воронежские улицы. Есть также в городе улицы «Лётчика Замкина», «Лётчика Злобина», «Лётчика Щербакова», проявивших мужество и героизм в боях за Воронеж.

Памятник Ил-2 возле авиазавода. Открыт в 1979 году

Памятник Ил-2 возле авиазавода. Открыт в 1979 году

Помнят воронежцы и других лётчиков-героев – младшего лейтенанта Н.С. Фирстова, направившего 29 августа 1942 года свой подбитый самолёт на немецкую воинскую колонну у Коротояка, командира экипажа бомбардировщика А.О. Оганжаняна, ударившего своей машиной по фашистам под Семилуками, других отличившихся в жестоких схватках пилотов.

Для увековечивания памяти героических лётчиков, защищавших воронежское небо в период Великой Отечественной войны, руководством города было принято решение о возведении памятника.

Памятник военным лётчикам

Поскольку существенных финансовых средств в бюджете города на памятник не было, решено было ограничиться небольшой суммой, достаточной для доставки и установки на постамент истребителя МИГ-21. Боевой машины периода Великой Отечественной войны у устроителей памятника не было (спустя 3 года Ил-2 установят возле Воронежского авиазавода), поэтому взяли боевой самолёт как вневременной символ.

Май 1976. У памятника другой постамент

Открытие памятника состоялось 8 мая 1976 года. Правда, в то время постамент имел несколько иной вид (см. фото с церемонии открытия). Впоследствии дизайн постамента был доработан скульптором Ф.К. Сушковым; по его проекту он выполнен из листового алюминия в виде отходящих воздушно-газовых струй.

Областная газета «Коммуна» писала о церемонии открытия следующее: «Вчера тысячи трудящихся Советского района города Воронежа собрались у Дворца культуры имени 50-летия Октября на митинг, посвящённого открытию монумента, воздвигнутого в честь лётчиков, защищавших в годы Великой Отечественной войны Воронеж от немецко-фашистских захватчиков.

Современный вид постамента. 2019

Современный вид постамента. 2019

В воронежском небе в годы войны мужественно сражались военные лётчики, славные сыны нашей Родины. Много ратных подвигов на их боевом счету. Именами храбрых соколов названы многие улицы города. В воздушном бою протаранил вражеский самолёт Василий Колесниченко, повторил над воронежской землёй подвиг Николая Гастелло Михаил Демьянов. Воронежцы свято чтут память о героях, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины.

Митинг открыла первый секретарь Советского райкома КПСС Н.А. Ляшенко. Перед собравшимися выступили бывший воин 2-ой воздушной армии, лётчики которой сражались за Воронеж, полковник запаса П.М. Ошкай, офицер Воронежского гарнизона А.П. Тельный, ветеран Великой Отечественной войны Н.А. Могиланский, ветеран труда механического завода А.Г. Щербатых, учащийся школы №64 Александр Демидов.

Разрезается ленточка. К монументу движутся колонны представителей трудящихся района. К постаменту, на котором установлен боевой самолёт, устремлённый в небо, возлагаются цветы. На монументе надпись: «Лётчикам, отстоявшим воронежское небо в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»».

Достойным продолжателем подвигов военных лётчиков стал и воронежский пилот Роман Филипов, героический поступок которого в 2018 году увидел весь мир посредством видеосъёмки, произведённой боевиками в Сирии. Роман, катапультировавшийся из горящей машины, принял наземный бой, после чего подорвал себя и атаковавших его боевиков гранатой. За совершённый подвиг Роман Филипов награждён золотой звездой Героя России.

Источники:

Коммуна. 1976. 9 мая.

Кононов В.И. Воронеж: история города в памятниках и мемориальных досках. С.37-38.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *