Система управления Воронежем и Воронежской губернией претерпевала многие изменения. С момента своего образования в 1586 года Воронеж управлялся как укреплённый военный объект. Воеводы, назначаемые центральной властью, исполняли приказы и поручения, исходившие из Москвы. Такая система жёсткого подчинения была необходима в годы постоянных нападений кочевников и «воровских черкас» на Воронеж и его окрестности; демократические принципы в условиях Дикого поля были мало пригодны.
Впоследствии, когда город Воронеж и Воронежская губерния разрослась, экономические и социальные отношения усложнились, надо было применять новые инструменты управления. Генерал-губернаторы должны были передать часть полномочий избираемым лицам из числа местных граждан, которые знали нужды Воронежа, формировали и расходовали общие фонды (бюджеты) в целях образования, медицинского обслуживания, строительства дорог, мостов, общественных зданий. Городу, который часто выгорал целыми улицами и кварталами, нужна была постоянно действующая служба пожаротушения, требовалась санитарно-эпидемиологическая служба, муниципальная полиция.
Городское самоуправление в Воронеже берёт своё начало во второй половине XIX века. К этому времени в России сформировались условия для серьёзной реконструкции системы централизованной власти, которая постепенно менялась и передавала часть экономических и политических полномочий на места согласно принципам земской реформы 1864 года.
Отмена крепостного права, утрата дворянами и помещиками своего эксклюзивного правового статуса и привилегированного социально-экономического положения, укрепление позиций класса купцов и предпринимателей, мещан и интеллигенции повлекли за собой ряд преобразований, связанных с реорганизацией жизни губернского центра. Все состоятельные граждане с определённым имущественным цензом и сельские общины получили право избирать из своей среда представителей в уездные земские собрания. Эти представительные органы имели право облагать население сборами и повинностями на земские нужды – строительство и содержание дорог, поддержания чистоты улиц и общественных территорий, финансирование уличного освещения, содержание приютов, образовательных учреждений для малоимущих, больниц.
Воронежская городская управа, как исполнительный орган местного самоуправления, была де-юре образована в 1870 году, а начала свою практическую работу в 1871 году. Изначально управа акцентировала свою повседневную деятельность на упорядочении финансовой работы, содержании некоммерческих учреждений и служб. В круг её обязанностей входил сбор местных и государственных налогов, снабжение полиции и пожарной службы, содержание улиц и дорог в надлежащем виде. Помимо этого, управа создавала на муниципальные средства школы, больницы и благотворительные заведения. В обязанности членов управы также входил учёт налогоплательщиков и военнообязанного населения.
Городской управе подчинялись мещанская и ремесленная управы, а также непосредственно купеческое общество Воронежа, игравшее значительную роль в местном самоуправлении.
Руководил текущей деятельностью управы городской голова и члены правления, ответственные за определённые сферы деятельности. Весь исполнительный орган насчитывал 5 человек, а с 1877 года – 4 человека. Наиболее важные вопросы члены управы решали коллегиально; надзор за их деятельностью осуществлял губернатор, который следил, чтобы «выборные» не превышали своих полномочий.
Наибольшее влияние в первые десятилетия работы управы было в руках местного купечества. Это обстоятельство имеет вполне логичное объяснение, так как инициативы промышленников и торговцев имели под собой прочную финансовую базу.
Начиная с 1880-х годов городская управа пополнилась представителями интеллигенции, что придало импульс в социальной работе местного самоуправления. Реализацией принятых управой решений занимался её аппарат, который назывался канцелярией. В 1870-х – 1890-х годах в канцелярии было четыре отдела – бухгалтерский, распорядительный, квартирный (занимавшийся расквартированием войск), хозяйственный. Все перечисленные отделы назывались «столами», а их руководители – столоначальниками.
При городской управе существовали отдельные ответственные должности. Так, с 1871 года к ней был приписан городской архитектор (в Воронеже часто случались пожары, и во избежание их повторения, а также в эстетических целях застройка разрешалась по плану городского архитектора). С 1879 года в ведение городского самоуправления был передан санитарный врач (в те времена смертность в городе была на высоком уровне, и с ней следовало бороться комплексными методами). А в 1880 году управе был подчинён и городской ветеринарный врач.
Городская реформа 1892 года повысила статус членов управы, возведя их в ранг государственных служащих и сократив их число до 3. К 1910-м годам в руководстве городской управы большинство составляли представители интеллигенции. В начале ХХ века были созданы отделы управы (с 1914 г. – трамвайный, с 1915 г. – технический, с 1916 г. – канализационный). В 1915-1916 гг. в условиях войны отделы продовольствия, топливный и переписи населения.
С момента своего создания городская управа Воронежа начала накапливать долги, так как её расходы постоянно превышали доходы. В 1880-х годах задолженность достигла 1 млн. руб., а в 1914 году пятикратно превысила доходную часть местного бюджета. Для выправления положения властями были повышены налоги, взимаемые с горожан и юридических лиц – по сравнению с 1871 годом величина налогов выросла в 46 раз – до 260 тыс. руб.
В течение 1870-1910-х годов Воронежская городская управа имела наибольшие результаты в двух сферах – в народном просвещении и водопроводном хозяйстве. В 1871-1913 гг. доходы от водопровода увеличились почти в 18 раз, длина магистральных труб выросла в 9 раз, достигнув протяженности в 46 км.
К 1913 году в Воронеже насчитывалось 19, а к 1916 году – 20 городских училищ, что обеспечивало потребности общества на 60%. Определённые успехи имелись и в благоустройстве: в 1870-1880-е годы осуществлено мощение главных городских улиц. Правда, к 1913 году мостовые пришли в негодность из-за несвоевременного ремонта и недостатка финансовых средств у местного самоуправления.
К началу ХХ века расходы местного бюджета постоянно росли из-за возникновения новых муниципальных предприятий. С началом электрификации Воронежа была создана первая городская электростанция (1915), и в этом же году городское самоуправление приступило к постройке новой станции мощностью в 2000 кВт, на берегу реки Воронеж, так как старая была полностью загружена и в дальнейшем наращивание ее мощностей не представлялось возможным. Пуск в Воронеже трамвая также требовал дополнительных затрат от местного бюджета.
Трудности первой мировой войны и социальной революции чрезвычайно негативно отразились на финансах местного самоуправления. К новой городской управе, избранной в 1917 году при Временном правительстве, перешла пустая казна и заведомо невыполнимые долговые обязательства. В конце 1917 года рабочие и служащие, работавшие на управу и не получавшие вовремя зарплату, объявили забастовку. Местных бюджетников взял на содержание Исполком Воронежского губернского совета рабочих и крестьянских депутатов. Работа городской управы была прекращена 11 мая 1918 года коллегией губернского исполкома, а её функции были переданы коммунальному отделу того же исполкома (а впоследствии к исполнительному комитету Воронежского городского совета рабочих, крестьян и красноармейских депутатов).
В октябре 1919 года городская управа была на короткий период восстановлена при белогвардейцах.
В советское время функции местного самоуправления стали выполнять местные Советы народных депутатов, которые принимали основные решения в законодательном порядке. Их воплощением в жизнь занимались исполкомы соответствующих районных и городских территорий.
Следует отметить, что вся деятельность местных законодательных и исполнительных органов находилась под контролем коммунистической партии. Само по себе это было неплохо, поскольку партия выполняла роль коллективного менеджера и контролёра, не дававшего пройти в выборные органы идеологическим противникам и людям с криминальным прошлым. В местные советы избирались люди от предприятий и организаций, которых рекомендовали и поддерживали трудовые коллективы. Ситуация, когда избиратели просто подкупались кандидатами, изначально исключалась.
Положение начинает серьёзно меняться в период горбачёвской перестройки. Былое влияние компартии ушло в прошлое; люди хотели перемен и самостоятельных решений. Первым сильным проявлением воли населения Воронежа стал протест против строительства в Шилово атомной станции теплоснабжения (ВАСТ), так как воронежцы не хотели повторения чернобыльской аварии (1986) на своей территории. На городском референдуме воронежцы высказались против реализации проекта ВАСТ.
С распадом СССР и отстранением от власти коммунистов Россия пошла по пути рыночных преобразований. Было возрождено местное самоуправление, значение которого закреплено в Конституции РФ.
В Воронеже первым главой местного самоуправления (мэром города) стал А.С. Гольц, который был у руля столицы Черноземья с 1992 по 1994 год. В 1995 году на этом посту его сменил А.Н. Цапин, который возглавлял местное самоуправление до 2001 года. В 2000-2003 гг. мэром Воронежа был экс-губернатор Воронежской области А.Я. Ковалёв. В 2004-2008 гг. главным городским столоначальником стал местный депутат Б.М. Скрынников.
В 2008 году выборы главы города выиграл С.М. Колиух, который в марте 2013 года досрочно покинул свой пост. А с сентября 2013 года кресло мэра Воронежа занял А.В. Гусев, которого активно поддерживал на выборах губернатор Воронежской области А.В. Гордеев.
С апреля 2018 года мэром Воронежа стал В.Ю. Кстенин, который оказался в организационном и управленческом плане гораздо сильнее своих предшественников. В его каденцию местное самоуправление получило хороший импульс в плане цифровизации и в аспекте более полного учёта мнений воронежцев при решении многих городских проблем — транспортных, коммунальных, социальных, культурно-досуговых, строительно-архитектурных и многих других.
- Воронежская энциклопедия / Под ред. М.Д.Карпачева. – Т.1. – 2008. – 524 с.
- Местное самоуправление: страницы истории.