Итак, выше мы обозначили цели Воронежской области и указали, что целей может быть много, одни из которых со временем будут терять приоритет, другие напротив, его приобретать. Более того, мы зафиксировали тот момент, что выбранные цели могут дополнять друг друга (например, снижения уровня безработицы дополняет цель повышения объёма валового регионального продукта), или же конфликтовать (например, снижение ставки местных налогов препятствует наполняемости местных бюджетов в краткосрочной перспективе).
Теперь нам предстоит рассмотреть такой важнейший момент, как формирование целей развития всех тех лиц (как физических, так и юридических), которые, складываясь в единую результирующую, структурно образуют региональные цели. Проще говоря, большое складывается из малого. Доходы отдельных людей, семей (домохозяйств), предприятий, районов Воронежа и области, самой столицы Черноземья дают нам общий вектор развития, его направление и величину. То же самое мы можем сказать о безопасности, уровне преступности, занятости, предпринимательства, инвестиций и многого другого.
При формировании стратегии развития Воронежской области необходимо учитывать цели внешних и внутренних игроков, которые вольно или невольно желают навредить Воронежскому краю, сдержать его развитие или вовсе повернуть вспять. Укажем на таких игроков, которые нацелены на негативное воздействие на регион изначально, или делают это в порядке побочного эффекта при осуществлении своих интересов.
В последние годы мы часто слышим от наших соседей, что Воронежская область является исконной частью Украины, её нужно отторгнуть от России и присоединить к Незалежной. В 2022 году выяснилось, что это не пустые угрозы, а реальный план действий. Готовность к войне, обстрелы и теракты на территории Воронежа и области — наша сегодняшняя реальность. День завтрашний также может нести те или иные угрозы.
Внешние игроки в лице Евросоюза, США и их союзников также настроены на нанесение вреда России в целом и Воронежской области в частности. Они этого и не скрывают, излагая свои цели публично. Всевозможные экономические санкции, накладываемые в том числе на воронежские предприятия (например, ВЗПП-С и АО Конструкторский центр «Электроника»), затрудняют внешнеэкономическую деятельность региона, культурный и туристический обмен, торговлю, инновации, финансовые расчёты, ведение совместного бизнеса. Боязнь попасть под вторичные санкции ограничивают инициативу бизнеса из дружественных и нейтральных государств, повышает дисконты на российскую продукцию.
В настоящее время выясняется, что COVID-19 — это не просто вирус, случайным образом перекинувшийся на людей от летучих мышей; это продукт биолабораторий США. Минобороны РФ официально объявило о том, что США и Украина готовят различные варианты атаки российских территорий (в том числе и на Воронежскую) биологическим оружием путём распространения насекомыми, перелётными птицами, с помощью биспилотников. Не будем лишний раз говорить о том, какой огромный ущерб нанёс Воронежской области ковид, но зафиксируем тот факт, что подобные атаки могут быть продолжены (в том числе и посредством обстрела Запорожской АЭС или взрыва «грязной» ядерной бомбы).
Это что касается внешних сил, заинтересованных в подрыве экономики, в социальных волнениях, в убыли населения российских регионов. Но есть ещё и внутренние силы, объективно работающие на снижение потенциала Воронежской области, на отвлечение имеющихся ресурсов, на компрометацию властей и недостижение поставленных стратегических целей.
К числу таких деструктивных сил относятся коррупция, преступность, наркомания, алкоголизм, негативное культурное и духовное воздействие. Коррупционер-чиновник сам по себе, может и не желает навредить своему району, городу или Воронежской области в целом. Но его предвзятые решения искажают управление, вселяют в окружающих подозрительность и недоверие к власти, разрушают репутацию и имидж. А потерю лица потом сложно восстановить.
То же самое можно сказать про наркоманов или алкоголиков. Эти люди уже сами себе не хозяева, они зависимы от некоторых химических веществ, их психика нарушена. Они, сами того не желая, отдаляют реализацию целей стратегии Воронежской области, снижая качество рабочей силы, загружая медицинскую сферу, повышая общий уровень смертности в трудоспособном возрасте.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что внутренние и внешние силы более или менее мощно работают на подрыв целей стратегии развития Воронежской области, что, естественно, следует учитывать при подготовке тех или иных сценариев.
Наконец, необходимо сконцентрировать внимание и на том, что между целями отдельных субъектов Воронежской области имеются значимые различия. Например, основная масса поступлений от налогов собирается в городе Воронеже. На территории райцентров налоговых сборов значительно меньше. Правительство Воронежской области вынужденно перераспределяет имеющиеся денежные потоки, оставляя Воронежу лишь самое необходимое. Это, естественно, уменьшает ресурс города для реализации собственной стратегии развития.
Противоречия в стратегиях развития часто встречаются в корпоративном секторе, в бизнесе, в конкурентной системе вообще. Конкуренция за талантливую молодёжь, трудовые ресурсы, кадровый состав, строителей, инженеров, работников IT-индустрии и даже футболистов для местного «Факела» ведётся постоянно между городами, районами и субъектами Федерации. Поэтому при наличии достаточных денежных ресурсов можно достигать целей стратегического развития в ускоренном режиме за счёт привлечения внешних источников.