Учение о душе и переселении человеческих душ (метемпсихозе) было прекрасно развито в античной философии. Существует множество определений понятия «душа», и за каждым из них стоит какой-либо мыслитель, например, за пониманием души как причины жизненного движения существ и того, что само себя движет, стоит не кто иной, как сам Платон. В этом смысле душа в качестве движущей силы или силы жизни сама является чем-то движущимся и живым и принадлежит к миру становления, но она в нём «первое», изначальное и наиболее ценное. Не душа объясняется телесными формами, а, напротив, формирование и движение тел следует объяснять ею. Кратко затронутая Платоном в «Федре», эта доктрина защищается в «Федоне» от материалистического утверждения, что душа есть лишь «гармония» тела, и кладется в основу диалектического доказательства бессмертия души. В «Законах» это учение особенно энергично подчеркивается в борьбе против материалистического атеизма.

Наряду с изначальным движением понятие души обладает в популярном понимании ещё одним признаком — сознанием. Связь этих двух признаков выражается у Платона, как, впрочем, вообще в греческом представлении, например у Демокрита, в том, что в сознании движение «созерцается», т. е. внутренне повторяется и воспроизводится. Таким образом, сознание в душе есть лишь «способность заметить». Такая связь подтверждается в платоновском учении о природе и его метафизическими предпосылками: уже в «Филебе» указывается, что разум, который в качестве бога или мировой цели есть объективное начало, может стать причиной свершающегося, мирообразующей деятельностью лишь благодаря тому, что он имеет «душу», т. е. переходит в сознание. И устами Сократа Платон выдвигает в «Филебе» следующее утверждение: «…ни мудрость, ни ум никогда, разумеется, не могли бы возникнуть без души».

Центральной философской проблемой Платона является учение об идеях. Идеи — это истинно сущее бытие: неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно и независимо от чувственных вещей. Идеи и вещи не равноправны: идеи суть образцы, вещи — их подобия. Идея выступает как цель, к которой, как к верховному благу, стремится все сущее. Учение Платона об идеях есть объективный идеализм, составной частью идеалистической его философии является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытии она составляет часть мирового духа, пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей.

Платон вводит третье, наряду с материей и идеями, начало — душу космоса, космическую душу. Душа космоса — динамическая и творческая сила, источник движения, жизни, одушевленности, сознания и познания. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она побуждает подражать идеям, а идеи — присутствовать в вещах. Но чтобы объяснить оба мира, душа космоса должна быть внутренне противоречивой. И в самом деле, у Платона душа космоса состоит из трех частей: тождественного, иного и смеси тождественного и иного. При этом тождественное соответствует идеям, иное — материи, смесь тождественного и иного — соответствует вещам.

Платон продолжает линию пифагорейцев, согласно которой тело — темница души. Заключённая в тело душа, является началом гораздо большим, чем тело. И потому она призвана господствовать над ним, управлять его движениями. Однако телесное, материальное инертно само по себе, оно закрепощает душу, делает её заложником телесных импульсов и чувств. Душа философа, как утверждает Сократ в «Федоне», стремится к умиранию, то есть к освобождению от телесных оков. Таким образом обнаруживается конфликт души и тела. Но следует помнить, что конфликт этот временный. Рано или поздно душа мудреца освободится из своей темницы, и устремится туда, откуда она пришла — к подлинным сущностям.

Как отмечает исследователь проблемы души в истории философии Е. В. Мареева, душа человека в системе Платона имеет особый онтологический статус. Именно она обеспечивает связь между идеальным и материальным миром. Возможность такого единения связана с подвижностью души. Итак, именно через человека проходит граница и связь между мирами идей и вещей. Интересно, что оба эти мира, как отмечают исследователи Платона, телесны. Мир идей нельзя отождествлять с христианским духовным миром. Эйдосы имеют вид, они совершенны и прекрасны. В связи с этим нужно сказать, что и душа в некоторой степени телесна. Исследователь Лосев обращает внимание на образность, видимость идей Платона в противоположность абстрактным понятиям Гегеля. Можно полагать, что эта телесность более простая и совершенная, чем телесность вещей, имеющая природу пятого элемента мира — лёгкого и лучезарного эфира.

В «Государстве» Платона мы находим мысль о сложном составе души. В неё входят три части: вожделеющая, страстная (яростная) и разумная. Чтобы поведение человека было нравственным и соответствовало идее блага, разумная часть души должна подчинять две другие. Вожделеющая часть души является самой низшей из трёх. Она общая для человека, животных и растений. Эта часть заставляет живое существо удовлетворять свои физиологические потребности, чувствуя удовольствие при достижении этой цели или страдание — в противном случае. Именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями». Она составляет большую часть души каждого человека. Разумное начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало имеет название яростного духа. Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть; разве что его смирят доводы собственного рассудка, который отзовет его наподобие того, как пастух отзывает свою собаку».

Все части души должны быть в гармоничном отношении друг к другу, которое достигается при господстве разумного начала. Его функцией является «попечение обо всей душе в целом… начало же яростное должно ей подчиняться и быть союзником». Объединение всех начал делает душу человека цельной. Нарушение этой гармонии заставляет человека страдать, ее восстановление — испытывать удовольствие.

В своём «Федре» Платон уподобляет душу колеснице, в которую впряжены два коня. Первый конь благородный, ему соответствует страстная душа. Второй конь неблагородный, ему соответствует вожделеющая душа. Последний необуздан, тёмен и нуждается в постоянной узде, так как стремится перевернуть колесницу. Управляет этими двумя конями возница-разум, благоразумная часть души. Именно он направляет колесницу души по правильному пути. Благородный конь подробнее описывается в диалоге «Пир», в котором снова повторяется образ души как колесницы. Этот конь бел и прекрасен, а также рассудителен и совестлив. Им тоже нужно управлять, но уже не кнутом, а словом, поскольку он «друг истинного мнения». Следовательно, Платон впервые в истории философии изобразил душу как как сложную структуру, включающую противодействующие тенденции, мотивы и движения, которые можно примирить при помощи разума.

Душа в концепции Платона является бессмертной. Она столь же вечна, как и породивший её мир идей. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму концепции метемпсихоза -мифа о перевоплощении душ, обречённых на циклическое повторение новых рождений. В «Пире» метафорически описан процесс соединения бессмертной души со смертным телом и само возникновение смертных существ. Согласно речи Сократа в этом диалоге, до соединения с телом всякая душа «ведает всем неодушевленным», распространяется всему небу, принимает самые разные образы. Окрылённая и совершенная она парит над миром и правит всем. Крылья душа получает от соприкосновения с прекрасным божественным миром. Когда она видит безобразное и несовершенное то теряет крылья и носится, пока не наткнётся на твёрдое тело. Также крылья души могут повреждаться при столкновениях с другими душами. Затем она вселяется в это тело, которое получает он не жизнь и движение. И поскольку душа не видна, кажется, что движется само тело, но это не так.

Первое воплощение души в тело всегда человеческое. Душа не сразу попадает в животное. Качество человека зависит от того, сколько душа успела увидеть в божественном мире. Если она видела много, то вселяется в мудреца. Если узнала меньше, то может вселиться в царя, и далее Платон описывает иные возможности по нисходящей: в государственного деятеля, врача, прорицателя, поэта, ремесленника или земледельца, софиста, и наконец, в тирана. Дальнейшее воплощение души будет зависеть от соблюдения справедливости в этой жизни. Однако попасть обратно в небесное состояние душа может только если снова обретёт крылья. Как правило, для этого нужно пройти десять тысяч лет. Исключение составляют души философов и любителей юношей, которые окрыляются раньше — в течение трёх тысяч лет. Если же душа своей идее справедливости не соответствовала, то после смерти она идёт на суд, результатом которого является либо наказание в темнице, либо пребывание в некой области неба, где души ведут существование подобную своей земной жизни. Через тысячу лет те и другие души получают новое тело. На этом этапе души уже обретают тела животных. После жизни животного души могут снова обрести человеческую форму.

Идея бессмертия души имеет следующий смысл: опыт изначального познания душой вечных идей, не умирает. Он всегда присутствует в душе. Занятия философией даёт человеку вспомнить вечные истины. Таким образом получается, что теоретический опыт вечен. Поскольку именно разум является высшей способностью и сущностью души, понимание души по Платону предполагает подробное рассмотрение её главной функции — познавательной. Знание приносит с собой наивысшее наслаждение. В практической деятельности человека именно понимание смысла произошедших поступков приносит человеку удовлетворение и успех. Именно знание ограждает человека от ошибок и заблуждений.

Исследуя познавательные процессы, Платон выделял несколько уровней в формирования знаний: ощущения, память и мышление. Нужно отметить, что Платон был первым философом, который выделил память в качестве независимого психического процесса. В «Таэтете» Память была охарактеризована Платоном как восковая дощечка, на которой записываются знания. Качество памяти при этом обусловлено размером дощечки, а также чистотой и качеством воска [4, с. 251]. Ведущая роль памяти связана с тем, что само познание по Платону есть ни что иное, как припоминание того, что душа некогда видела в мире идей, но забыла, будучи помещена в темницу тела. Память является хранителем априорных и подлинных знаний, «врождённых идей», как потом это назовут философы Нового времени.

Идея Платона о знании как припоминании позволяет определить роль чувственного и разумного в душе человека. Так, в диалоге «Менон», Платон на примере мальчика — раба показывает, что знание математики не зависит от образования, оно актуализируется под воздействием наводящих вопросов. Чувственный опыт в этом процессе играет второстепенную роль. Рациональный уровень доминирует. Ощущение даёт информацию о мире вещей, но не даёт ничего познанию подлинных сущностей.

Следует отметить, что несмотря на значительное внимание Платона к памяти, он считал её пассивным процессом, ставя на первый план активную способность мышления, которое связано с речью и рассуждением. Мышление есть способность души к общению с самой собой, то есть, по-сути познание отождествлялось у Платона с внутренней речью. Понимая память и мышление как способности души, философ впервые поставил вопрос об их общих корнях, о их сходстве и отличии. Впоследствии этот вопрос станет важной проблемой психологии — науки о душе.

Кроме гносеологии проблема души, по Платону связана с этикой и социальной философией. В «Государстве» Платон пишет об изначальном социальном неравенстве, которое связано именно с разницей душевных задатков людей. У одних людей преобладает вожделеющая часть души. В государстве это низший класс крестьян, торговцев и ремесленников, чья задача -производство и распределение материальных благ. Преобладание страстной части души делает человека воином, стражем государства. Яростный дух воина является благородным, он борется за стабильность и благополучие всех граждан. Преобладание разумной части души делает человека философом. Такие люди должны править государством, поскольку именно они посредством диалектики способны к постижению идеи блага и справедливости, по модели которого должно строиться наилучшее политическое устройство. Социальная справедливость, по Платону, заключается в том, чтобы каждый гражданин выполнял именно ту общественную функцию, которая соответствует природе его души. Справедливо, чтобы каждый занимался своим делом.

Наивысшей наградой для человека, по Платону, является не индивидуальное удовольствие, а общее благо. Идея блага венчает систему философа, она есть высшая цель всего существующего. Стремление к нему и есть стремление к добродетели и совершенству. Каждой из трех частей души присущ свой тип совершенства, своя добродетель: для разумного начала — мудрость, для яростного — храбрость, для вожделеющего — умеренность. Платон подчеркивает, что эти добродетели нужно взращивать в человеке, возделывая его душу соответствующим его сословию воспитанием.

Платон неоднократно подчеркивает, что душа подвержена порче, которая связана с качествами противоположными указанным выше добродетелям. Душу портят несправедливость, невоздержанность, трусость и невежество, и другие пороки, делающие ее узником тела. В «Законах» Платон определяет как наивысшее зло и главный порок человека эгоизм. Чрезмерное себялюбие имеет особенно пагубное воздействие на душу, оно ослепляет душу человека, так что ему своё невежество кажется мудростью, свои мнения об истинном кажутся истиной. Такой человек слишком горд и самоуверен, чтобы учиться у более мудрых людей.

Внимание к душе и её добродетели есть постоянная забота человека. Душа человека в чувственном мире, по мысли Платона, требует постоянного очищения от всего, что затемняет и отяжеляет её. Кроме очищения от телесных страстей душа нуждается в очищении от всего, с чем срослась в течение многих перевоплощений. Освобождение души у Платона осуществляется посредством физической и интеллектуальной дисциплины, которая мысленно трансформирует человека и уподобляет его божеству. «Рассудительность, справедливость, мужество и само разумение — средство такого очищения». Все эти совершенства представляются мишенью философского поиска, и по мере очищения обнаруживаются в человеке. Освобождение сравнивается с прозрением души, восстановлением ее утраченного таланта видеть ясно. Именно благодаря данному душевному зрению человек способен различать добро и зло, добродетель и порок, как и то, что не представляется ни тем, ни другим. Значит, добродетель очищает, и для Платона она является неподдельным знанием.

Внутренней способностью души также является любовь. Как Пишет Платон в диалоге «Пир», душа желает родить истину, желает стать истинной. Именно влечение к Благу, тоска по этой идее, управляет ей. Созерцая и влюбляясь в человеческую красоту, душа на самом деле стремится к идее истинной красоты и блага, которую некогда видела в ином мире, стремится к небесному познанию. Созерцание красоты заставляет душу окрыляться, согревает её. Движимая Эротом, душа устремляться выйти за свои пределы, желает победить неопределенность и неясность. Чем больше её привязанность к небу, тем ближе она к нему. Любовь не вызывается чем-то внешним по отношению к душе. Привязанность всегда есть её внутреннее движение.

Подводя итог, можно выделить следующее. Будучи причастной к трансцендентному миру идей, душа, по Платону, имеет идеальную вечную природу. Индивидуальная душа есть часть единой Мировой души, поэтому она постоянно стремится к своему первоисточнику. Соединившись с телом, душа оживляет его, организует телесный хаос в органический космос.

Главной способностью души является разум, который даёт ей возможность познания. Разумная душа через самопознание и диалектику понятий стремится к вечным истинам. Будучи заключённой в тело, душа стремится вырваться из его оков, обратиться от тьмы неведения к свету знания. Важную роль в этом процессе играет катарсис — очищение души от телесных примесей посредством приобщения к добродетели. Особое внимание в своей психологии Платон уделяет памяти человека, которая априори хранит в себе знания из мира идей. Процесс познания представляет собой припоминание и актуализацию в жизни человека этих забытых содержаний. И если память при всей её значимости характеризуется как пассивный процесс, то наивысшей способностью души является активный процесс мышления. Важнейшим импульсом души, пробуждающим её активность является эрос — божественная любовь и стремление к благу. Действие любви — это устремление души от «земли» к «небу», к своему вечному первоисточнику. Объект и субъект познания, по сути оказываются тождественными: душа не отличается от идей, которые она познаёт, объективная истина и истина, которая обнаруживается в душе человека — это одна Истина. Именно это есть душа, душа сама по себе, душа, ставшая истинной душой.

Источники:

  1. Бойко О.А. Учение Платона о душе //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. См. также на Киберленинка.
  2. Скобелева В.А. Душа в учении Платона об идеях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. См. также на Киберленинка.
  3. Концепция метемпсихоза в античной философии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *