Возникновение практики самофотографирования селфи, словарное значение которого было зафиксировано в 2002 году, сопровождалось его невероятно быстрым распространением в СМИ. Повсеместное использование слова селфи способствовало дальнейшей популярности нового жанра фотографирования, принятого большинством пользователей мобильных телефонов, и стало стимулом для оживленных дискуссий о цифровой фотографии, онлайн-СМИ и современной культуре в целом.

«Селфи» было выбрано «словом года» Оксфордским словарем в 2013 году и в настоящий момент входит в двадцать самых популярных хэштегов. Любопытно, что публикации в прессе нередко драматизируют селфи, представляя его симптомом опасного нарциссизма и эгоизма, распространенного в современном обществе, а в популярных книгах. «Синдром селфи» становится воплощением всевозможных угроз, поджидающих детей и подростков в мире цифровых медиа.

В феномене селфи можно увидеть страсть Нарцисса. В «Метаморфозах» Овидия Нарцисс рождается у нимфы Лириопы от насильственных домогательств бога рек Кефиса. Вода в качестве зеркала стала причиной его гибели. Овидий сообщает, что предсказание о причине смерти юноши не было сразу понято, потому что у Нарцисса была совершенно новая пагубная страсть. В мифе о Нарциссе Овидий указывает на жажду красоты лица, которая охватила юношу при созерцании своего отражения в ручье. Одновременно, юноша сильно страдает и хочет умереть, чтобы избавиться от страданий.

— «Времени жизни моей, погасаю я в возрасте раннем.

Не тяжела мне и смерть: умерев, от страданий избавлюсь.

Тот же, кого я избрал, да будет меня долговечней!

Ныне слиянны в одно, с душой умрем мы единой».

Уже находясь в Аиде, Нарцисс продолжал смотреть на свое лицо в водах Стикса.

— Даже и после — уже в обиталище принят Аида —

В воды он Стикса смотрел на себя.

Каролина Каррьеро, исследуя истоки поп-арта в работе «Потребление и поп-арт» отмечает, что на «фабрике» Энди Уорхола страсть к самолюбованию развилась до патологии. «…и все-таки что-то вижу — новый прыщ. Если прыщ в верхней части правой щеки прошел, новый появляется внизу левой щеки, на подбородке, рядом с левым ухом, на кончике носа, под волосками брови, прямо на переносице <…>. Если кто-нибудь спросил у меня: «Какая у тебя проблема?» -мне пришлось бы ответить: «Кожа»».

Виртуальная среда превосходит по количество связей любые оффлайн объединения. Постепенно общение переходит в виртуальный формат. И после пандемии, можно делиться впечатлениями от онлайн бизнес-встреч, лекций, семинаров, лабораторных работ и т.д. И до пандемии был опыт общения в skype, веб-конференциях. Но теперь получен опыт профессионального виртуального общения в видеоконференциях на платформах zoom и google meet. Отмечены плюсы и минусы он-лайн формата занятий. Психологам предстоит сравнить результаты оффлайн и онлайн работы, дать профессиональные рекомендации использования видеоформатов. Можно отметить и особенности эстетического опыта в онлайн конференциях. В многочисленных отчетах педагогов видны образы фантастических существ, романтические фото учащихся.

Феномен селфи можно связывать с развитием рекламной индустрии. Рекламное фото и видео стали повседневными объектами нашей жизни, использующими человеческое лицо в чисто репрезентативной функции. Эта индустрия провоцирует: обучает потребителей саморекламе, созданию своих собственных страниц в соцсетях, пробуждает в них не только потребителей, но и самостоятельных агентов. Примером использования селфи в кинематографе является экранизация романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» режиссером Ю.В. Громовым. Видеоряд фильма создан из материалов любительских роликов, находящихся в свободном доступе в соцсетях. Таким образом, пользователи из разных стран мира стали героями фильма. Возможно, фильм доставит зрителям удовольствие от гармонии рефлексивной способности, но мгновенно сделанные сел-фи, сообщения в мессенджерах, презентации себя в разных формах превращают мышление в коммуникацию.

В разные периоды жизни этот риск осуществляется по-своему: в молодости человек готовится стать собой, в зрелости постоянно исправляет себя, в старости, которая есть вершина всей жизни, цель существования, он, наконец, догоняет себя, воссоединяется с собой. «Не отягощённый физическими влечениями, свободный от разного рода политических притязаний, от которых он отказался, старик представляется человеком полностью собой владеющим, тем, кто может быть полностью удовлетворён собой». Эта забота не есть зацикленность на себе и уж тем более не самолюбование. Ведь, заботясь о себе, человек не просто созерцает себя и наслаждается собой, но находит свою идентичность в обезличивающей среде идеологий, рынка, властного дискурса. То, о чём пишет Фуко, это забота об истине, которая может быть дана субъекту только путём постановки под вопрос самого его существования. Тревога за существование и забота о себе идут рука об руку, так как, осознавая свою ограниченность и конечность, человек вступает в конфронтацию со смертью. Осознавание смерти — путь к изменению. Но способен ли к изменению, ставящему собственное Я под вопрос, завороженный трангрессирующей образностью современник? Фотографируя, я, согласно С. Зонтаг, «присваиваю фотографируемое». Присваиваю, а не преобразую! Ситуация соцсети такова, что, делая свой образ публичным, выставляя его напоказ, пользователь создаёт некого виртуального двойника, который мог бы соответствовать определённым требованиям. Ни о какой истине себя речи не идёт. Перед нами бесконечное производство означающих без означаемого. Причём не всё из продуцируемого можно назвать самолюбованием. В самом деле, какое самолюбование в множащихся снимках потребляемой еды или туристических мест с пометкой «я здесь был»? Самолюбования нет, а вот присвоение — обязательно. Компульсивное (ввиду невероятного количества и частоты таких снимков) присвоение реальности, призванное снять экзистенциальную тревогу сознания, зацикленного на поддержании своего Я. Тревога смерти, как пишут психоаналитики экзистенциального направления, является настолько сильной и всеобъемлющей, что на отрицание её человек тратит значительную часть психической энергии.

Таким образом, в селфи как в одном из ярких феноменов современной культуры проявляется именно нарциссизм, который тем не менее, как мы говорили выше, далеко не всегда самолюбование, но всегда зацикленность на себе: достоинствах, недостатках (истинных и мнимых), отдельных чертах характера, даже болезнях и т.д. Так как нарциссизм на уровне индивидуальной психики всегда обращает либидо (психическую энергию) на себя, тем самым поддерживая несовершенное, незрелое, иначе говоря, инфантильное Я, то на уровне культуры, в рамках социальной сети он функционирует сходным же образом. Специфика создания селфи состоит в совпадении снимающего и снимаемого, что позволяет субъекту наполнять изображение желаемыми и практически всегда социально одобряемыми смыслами. Осмелимся высказать предположение, что это «добирание» любви через присвоение себе реальности даёт ощущение инфантильного нарциссического всемогущества (в случае массового одобрения). Окружая себя присвоенными образами «здесь я был», «это я ел», «я красивая женщина», человек «заговаривает» смерть, от страха которой в рамках современной культуры он уже не может быть защищён метанарративами. Соцсеть провоцирует на ещё большее желание самого себя, а значит, на ещё большее количество снимков. В случае же неудачи (малое количество подписчиков, лайков и т.д.) наш современник получает рост экзистенциальной тревоги, рост страха смерти, а значит, и компульсивную потребность снимать и снимать ещё.

 

Источники:

  1. Гиниятова Е.В., Семенюк К.А., Пономарева О.М., Запекин С.Г. Нарциссизм в современной визуальной культуре: феномен селфи // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. №35. См. также на Киберленинка.
  2. Джумайло О.А. Новые книги о селфи // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2018. Т.3 (4). См. также на Киберленинка.
  3. Ташлыкова Н.Ю. Селфи как вид современной эстетической потребности субъекта //Социология. 2021. №5. См. также на Киберленинка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *