С получением независимости Казахстан встал на путь строительства рыночной экономики. В процессе реформирования старой модели экономики государство стало во многом ориентироваться на процессы саморегулирования рыночных процессов. Однако в результате стало очевидным, что рынок без участия государства не может обеспечить эффективное развитие общественного производства и рост народного благосостояния. В связи с этим, появилась настоятельная необходимость усиления позиций государства в строительстве рыночной экономики через систему политических, социальных и экономических институтов развития.

В 2015-2019 гг. реальный рост экономики Казахстана, особенностью которой является высокая зависимость от добычи полезных ископаемых, мировых цен на нефть и сырьевые товары, прогнозируется на уровне 5,0-6,6%. В 2019 г планируется достичь размера номинального ВВП в объеме 70,3 трлн тенге, ВВП на душу населения — 20,6 тыс. долл.

Достижению запланированных параметров роста будет способствовать проводимая индустриальная политика, сконцентрированная на трансферте технологий, повышении технологических компетенций и стимулировании спроса на инновации. Казахстан ставит целью войти в тридцатку конкурентоспособных стран мира на основе развития новых технологий и услуг, обеспечивающих переход от поставки на мировые рынки сырья и товаров с невысокой добавленной стоимостью к инновационному типу экономики.

Поскольку на фоне нарастающего геополитического напряжения возрастала вероятность повышения цен на нефть, правительство скорректировало макроэкономическую политику, углубив структурные реформы. Для уменьшения бюджетной зависимости от нефтяных доходов и роста фискальной устойчивости была реализована стратегия консолидации в налогово-бюджетной сфере, свернута программа налогово-бюджетного стимулирования 2014-2017 гг., сокращены государственные расходы до 20% ВВП в 2018 г. Использование нефтяных доходов в форме годовых гарантированных трансфертов запланировано уменьшить с 2,6 трлн. тенге (4,5% ВВП) в 2018 г. до 2 трлн. тенге (3% ВВП) к 2020 г.

Важнейшим фактором экономического роста Казахстана должны стать технологические инновации. Однако тенденций увеличения показателя «Доля инновационной продукции в общем объеме ВВП», значение которого к 2020 г. планируется довести до 2,5%, не наблюдается. Одна из ключевых проблем — слабое финансирование развития инноваций в малом и среднем предпринимательстве. Не оправдались и ожидания, связанные со специальными экономическими зонами (СЭЗ), по стимулированию инноваций и привлечению инвестиций. Так, на создание инфраструктуры 11-ти СЭЗ до 2017 г. выделено 316,3 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета — 274,5 млрд. тенге, однако общая сумма налоговых отчислений участников СЭЗ составила всего 107 млрд. тенге.

В целом за годы новой экономической истории Казахстана, за исключением 2013 г. и 2015 г., истощение потенциала сырьевой модели, утрата конкурентных позиций в ненефтегазовых секторах, сокращение продаж нефти и газа, компенсировавших институциональную неэффективность экономики в целом и уменьшивших инвестиционные риски, стали важнейшими причинами снижения темпов экономического роста в стране: среднегодовой темп роста ВВП в 2009-2017 гг. составил 0,7% по сравнению с 6,9% в 1999-2008 гг.

Структурные факторы замедления роста экономики Казахстана. Сложившаяся система экономических отношений и рыночных институтов, дисбаланс на рынке труда, чрезмерное государственное регулирование привели к снижению темпов роста ВВП и к неготовности страны к изменениям тенденций мирохозяйственного развития. Ключевую роль сыграли внутренние факторы, прежде всего, снижение инвестиционной активности предприятий, которые не смогли найти замену внешним кредитным ресурсам ввиду уменьшения экспортных доходов, проблем банковской системы, отсутствия внутренних источников финансирования.

Основные проблемы промышленности связаны с незавершенностью технологических переделов от добычи сырья до производства продукции высокой степени готовности к дальнейшему использованию и конечному потреблению. Развитие индустриализации, основанное на первом или втором переделах сырья, капитало- и энергоемких, зависящих от цен на сырье и энергию, не ускорило диверсификации экономики. В целом Казахстан по-прежнему подвержен воздействию внешних шоков: важнейшим фактором, определяющим экономическую активность, остаются цены на нефть.

В Казахстане все еще сохраняется невысокий технологический уровень — одна из главных причин низкой производительности труда на предприятиях. Во многом это объясняется текущим состоянием основных фондов (среднее значение износа в 2011-2016 гг. — 39%), низкой готовностью к цифровизации: 84% предприятий в обрабатывающей промышленности, 56% в горнодобывающей промышленности соответствуют только уровню индустрии 2.0; 21% предприятий соответствует уровню индустрии 3.0. На начало 2019 г. Казахстан отставал по производительности труда от развитых стран ОЭСР на 65%. К 2020 г. планируется сократить отставание до 54%, к 2025 г. — до 32%, к 2035 г. преодолеть разрыв полностью.

Важную роль на этом пути играет привлечение и удержание прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Правительство Казахстана стремится привести свою инвестиционную и экономическую политику в соответствие с лучшей международной практикой и постоянно улучшать инвестиционный климат в Казахстане, чтобы страна могла предложить конкурентоспособные и привлекательные условия для иностранных инвесторов.

С помощью иностранных инвестиций можно:

— реально улучшить производственную структуру экономики Казахстана;

— создать новые высокотехнологичные производства;

— модернизировать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия;

— подготовить высококвалифицированных специалистов и рабочих;

— наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Последние годы в мире наблюдается благоприятная тенденция растущей привлекательности развивающихся рынков для инвесторов. Как ожидается, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. Перспективы ПИИ выглядят умеренно позитивными в большинстве регионов, за исключением Латинской Америки и Карибского бассейна. По оценкам ЮНКТАД, их прирост в группе развивающихся стран составит порядка 10 %. Это произойдет, в частности, благодаря ощутимому росту инвестиций в развивающиеся страны Азии, где улучшение прогнозов по экономическому росту крупнейших стран будет способствовать укреплению доверия инвесторов.

При всей привлекательности модели активизации ПИИ следует помнить их опасность с точки зрения зависимости (в том числе политической) от крупных инвесторов — в первую очередь, со стороны Китая. Эта тенденция наглядно прослеживается в африканских странах, которые становятся всё более зависимыми от финансирования из Поднебесной. Закредитованность и долги могут стать в перспективе основой социальной и хозяйственной нестабильности.

Глобальный экономический «центр тяжести» продолжает сдвигаться в сторону Азии с ее устойчивым ростом и развитием потребительских рынков, и инвесторы стремятся войти в этот регион для диверсификации портфелей активов. Ожидается, что экономики стран Азии продолжат расти благодаря дальнейшей индустриализации и развитию инфраструктуры, увеличению прослойки потребителей среднего класса, наращиванию объемов производства и экспорту природных ресурсов.

Зависимость экономики Казахстана от ПИИ, ориентированных на ресурсные отрасли, подвергает ее существенному риску из-за недостаточной диверсификации. Наряду с такого рода инвестициями, стране необходимо привлекать инвестиции, ориентированные на экспорт и повышение эффективности производств, имеющих потенциал для диверсификации и трансформации экономики, роста международной конкурентоспособности.

Поэтому принятая Казахстаном новая инвестиционная стратегия предполагает три взаимосвязанных подхода к росту производительности: привлечение новых видов инвестиций, ориентированных на рост эффективности производства; увеличение выгод, получаемых от осуществленных инвестиций, в частности, повышение объемов реинвестирования среди существующей базы инвесторов; усиление экономического эффекта приватизации путем вовлечения иностранных инвесторов. Основные приоритеты: реформа инвестиционного климата, стимулирование и позиционирование инвестиций на международных рынках, приватизация и государственно-частное партнерство. Важнейшим фактором привлечения инвестиций остается совершенствование институциональной среды.

Доля государственного сектора в экономике Казахстана остается высокой. В мировой экономике конца XX — начала XXI в. наблюдается общий тренд сокращения

государственной собственности и масштабной приватизации. В Казахстане роль субъектов квазигосударственного сектора, распространенных во всех отраслях экономики, в том числе в сфере производства товаров, высока: доля квазигосударственного сектора в ВДС составляет около 19%, активы более 750 наиболее крупных субъектов квазигосударственного сектора оцениваются в 30-40% ВВП.

В целях уменьшения доли государственного сектора в экономике осуществляется программа приватизации. За 2016-2020 гг. предполагается приватизировать 892 субъекта квазигосударственного сектора. В том числе 378 активов национальных холдингов и компаний, из которых 65 — крупные контролируемые государством компании, оцениваемая стоимость приватизационного пакета которых составляет 10 млрд. долл. Предусмотрены сокращение активов квазигосударственного сектора до 15% ВВП и передача частному сектору около 5% компаний, принадлежащих местным исполнительным органам.

В Казахстане использование ПИИ для приватизации и государственно-частного партнерства представляет значительный потенциал диверсификации не только из-за увеличения роли частного сектора в экономике. Приватизация государственных активов для их реализации стратегическим иностранным инвесторам как в конкурентных отраслях, так и на регулируемых рынках привлечет ПИИ в строительство новых объектов. Государственно-частное партнерство, в случае вывода объектов на запланированную мощность, придаст финансовый импульс инфраструктурным проектам.

Ориентиры индустриального развития Казахстана на 2020-2025 гг. С принятием новой индустриальной политики страна вступила на рельсы масштабной индустриализации — переходу к новой экономике, основанной на знаниях. Казахстан определил приоритетные реформы для новой модели роста с учетом накопленного мирового опыта догоняющей индустриализации, направленные на достижение высоких результатов социально-экономического развития. Несмотря на нарастающие внешнеэкономические риски и сложности в реализации структурных реформ, Казахстан продолжает курс на вхождение к 2050 г. в число тридцати наиболее развитых экономик. Запланированный среднегодовой рост экономики на уровне не менее 4,5-5,0% позволит Казахстану к 2025 г. добиться повышения благосостояния населения до уровня, сопоставимого со странами ОЭСР. В результате уровень бедности снизится до 5% к 2020 г.

Переход на новую модель экономики и реализация структурных реформ являются необходимыми условиями достижения в перспективе инклюзивного экономического роста. Текущие структурные и институциональные реформы должны быть направлены на переход от существующей модели роста, не поддерживающей рост благосостояния населения при длительном падении цен на нефть, к модели, способствующей развитию активного, современного и инновационного рыночного ненефтяного сектора. Необходим акцент на модернизацию технологий и цифровизацию, обеспечение правовых норм, укрепление регионального развития и урбанизации, повышение эффективности государственного сектора.

Прогресс Казахстана в сфере инноваций во многом будет определен политикой финансового сектора, обеспечивающей выход на высокие темпы экономического роста с опорой на высоко- и среднетехнологичные секторы, которая включает: а) поддержку инноваций, использование разных форм финансирования проектов на ранних стадиях инновационного процесса; б) формирование средне- и высокотехнологичного бизнеса, ориентированного на конкурентную внешнюю среду, и адаптированной к условиям Казахстана системы корпоративного управления, мотивирующей собственников предприятий к инновационо-технологическому прогрессу; в) предоставление инвестиционно—активным предприятиям доступа к долгосрочным займам.

С учетом предполагаемого роста экспорта товаров и услуг в 2019-2023 гг. ожидается положительный вклад чистого экспорта в прирост ВВП. За счет опережающего роста импорта в сравнении с экспортом, возможно снижение объема торгового баланса в 2019 г. на 3%. Однако, учитывая волатильность цен на мировых рынках и сырьевую направленность экспорта, не исключается риск ухудшения условий торговли, следовательно, платежного баланса. Прогнозные риски связаны не только с превышением либо недостижением ожидаемого уровня цен на нефть, но и их колебаниями в планируемом периоде. Прогнозируемое снижение темпов роста мировой экономики может увеличить риски недостижения запланированных параметров развития экономики Казахстана и привести к негативному сценарию развития в обозримом периоде. Эти риски Правительством Казахстана не учтены: ожидаемая цена нефти в течение всего планируемого периода принята неизменной.

Основные направления реализации новой индустриальной политики страны до 2025 г. нацелены на проведение активной торговой политики, снятие барьеров во внешней торговле в рамках ЕАЭС; доступ на рынок Китая, Центральной и Южной Азии; рациональную защиту внутреннего рынка.

Отличие третьего этапа индустриализации (2020-2025 гг.) от двух предыдущих Переход от отраслевых приоритетов к поддержке эффективных производителей во всех отраслях обрабатывающей промышленности. Акцент на освоение новой и расширение существующей номенклатуры продукции, в том числе товаров народного потребления. Прямая поддержка бизнеса за достижение конкретных показателей. Совершенствование инфраструктуры и стандартов для подготовки промышленности к «цифровой эпохе».

Ожидаемые итоги третьего этапа: обрабатывающая промышленность — изменение индикаторов по отношению к уровню 2016 г. Реальный рост инвестиций в основной капитал в два раза; производительности труда — в 1,7 раза. Рост экспорта несырьевых товаров в 2,3 раза. Повышение индекса «экономической сложности». Увеличение количества действующих предприятий.

Запланирована комплексная государственная поддержка предприятий. Во-первых, предприятий обрабатывающей промышленности, ориентированных на увеличение объемов и расширение ассортимента продукции, создание пула будущих экспортеров. Во-вторых, действующих экспортеров, расширяющих номенклатуру, наращивающих сложность экспортной корзины, повышающих производительность по опыту развивающихся стран. В-третьих, проектов базовых отраслей, обеспечивающих освоение производства новых видов промышленных полуфабрикатов, к которым будут привлечены транснациональные компании и иностранные инвесторы.

На позиции Казахстана в среднесрочном периоде, помимо цен на нефть, решающее влияние окажут внутренняя инвестиционная активность и доверие населения к проводимой политике. Основной вызов для достижения стабильного и устойчивого развития — уязвимость экономики перед внешними шоками; зависимость от внешнего спроса со стороны Китая и России, основных торговых партнеров Казахстана; глобального спроса и цен на нефть.

Национальные индикаторы, по 18-ти из которых прямая ответственность возложена на государственные органы, приведенные в табл. 6, учитывают «цели устойчивого развития ООН» и дают возможность сопоставить достигнутые на текущий момент показатели Казахстана с 30-ю промышленно развитыми странами.

В формировании национальной модели большие надежды связываются с реформой инфраструктуры, кредитованием реального сектора экономики, развитием новых моделей бизнеса. В обозримом будущем планируется создать новую индустрию на основе модернизации промышленных предприятий; вывода на проектную мощность отраслевых инновационных проектов; совершенствования условий для индустриально-инновационного предпринимательства. Для достижения стабильности социально-экономического развития необходим акцент на макроэкономической и проактивной внешнеэкономической политике, повышении конкурентоспособности ведущих отраслей промышленности, развитии финансового рынка, активном привлечении частных инвестиций, повышении качественных сторон жизни населения и охране окружающей среды.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что в стране доминируют административные институты, слабо развито государственно-частное партнерство, осталась, по существу, неизменной модель развития Казахстана, ориентированная на экспорт природных ресурсов и продуктов начальных переделов.

Оценивая потенциальные возможности дальнейшего развития структурной политики Казахстана, следует подчеркнуть, что для достижения реальных результатов в среднесрочном периоде потребуется поиск возможностей репозиционирования предприятий в системе глобальных цепочек стоимости; в долгосрочной перспективе — концентрация усилий на стимулировании экспорта в секторах с продукцией высоких переделов.

Конечной целью индустриальной политики Казахстана является формирование высокотехнологичного и наукоемкого промышленного комплекса, образующего ядро производственной системы страны. Это станет очередным шагом поступательного развития национальной экономики и упрочения позиций казахстанских производителей на международных рынках.

 

Источники:

  1. Аубакирова Г.М. Трансформационные преобразования экономики Казахстана // Проблемы прогнозирования. 2020. №1.
  2. Аубакирова Г.М. Новая индустриальная политика постсоветского Казахстана // Всероссийский экономический журнал (ЭКО). 2014.
  3. Ахметова К.А., Тержанова А.Ж., Ахметова А.А. Институты развития: роль в становлении рыночной экономики Казахстана // Проблемы современной экономики. 2018.
  4. Кучубекова Н.К., Талимова Л.А. Финансово-экономическое развитие Казахстана: реализация инвестиционных возможностей // Финансовый журнал. 2019. №6.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *