Структурообразующими элементами отечественного искусства конца XIX — начала XX столетия являлись художественные общества, стремившиеся к консолидации творческих сил и находившиеся в центре социально-политической жизни страны. Активность группировок, их гражданская позиция, просветительская деятельность влияли на интенсивность творческой среды российских городов, определяли уровень культуры населения, формировали общественные настроения. История развития нестоличных художественных объединений, создание которых относится к началу XX века, последовательно изучается отечественными историками искусства. Благодаря интенсивной исследовательской работе учёных не только реконструируется провинциальная история искусств, но и переосмысливаются устоявшиеся суждения о развитии местных художественных обществ, их вкладе в культуру региона и Отечества.
В России первой общественной организацией, созданной меценатами для развития изящных искусств, являлось Общество поощрения художников (1820-1932 годы). В 1860 году усилиями столичной интеллигенции и профессиональных мастеров было основано Московское общество любителей художеств, в 1863 году — Санкт-Петербургская артель художников. В 1860-х годах в процессы объединения творческих сил страны активно включилась провинциальная молодежь, учившаяся в столицах. Именно на этом историческом этапе петербургские студенты, представители сибирского землячества, стали разрабатывать и распространять идеи сепаратизма — политической, экономической и культурной автономии Сибири. Программа кружка, названная сибирским областничеством, вызвала реакцию властей, и в 1865 году члены группировки были арестованы. После отбытия наказаний областники продолжили распространять свои идеи в регионе, приобретя там верных сторонников и последователей.
Первые художественные объединения стали возникать в ЦЧР как кружки любителей рисования. Воронеж был в числе первых городов Центрального Черноземья, где художественная общественность сумела объединиться. В феврале 1891 г. за подписью воронежского губернатора Е.А. Куровского было отправлено отношение в Министерство народного просвещения с приложением проекта «Устава бесплатного рисовального воскресного класса в г. Воронеже». Этот же устав регламентировал и деятельность кружка. Организационная работа по созданию кружка и рисовальный школы способствовали консолидации художников. В городе была организована первая выставка работ местных художников. 19 ноября 1892 г. Министерство внутренних дел зарегистрировало и утвердило переработанный устав кружка. Рисовальная школа при кружке была зарегистрирована на основании самостоятельного устава. 10 января 1893 г. состоялось первое официальное собрание членов кружка, избравшее председателя П.В. Болотникова, секретаря Е.Л. Маркова, казначея П.И. Макарова и членов комитета: Л.Г. Соловьева, М.И. Пономарева, И.М. Бокова.
В 1895 г. комитет обратился к Евгении Максимилиановне Ольденбургской, которая имела поместье в Воронежском уезде и являлась с 1865 г. Председательницей Императорского Общества поощрения художеств, с просьбой взять покровительство над кружком. Согласие она дала и с 29 июня 1895 г. официальное название стало следующее «Воронежский Кружок любителей рисования, состоящий под Августейшим покровительством Её Императорского Высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской».
Деятельность кружка прекращена в 1918 г. 16 сентября 1918 г. по постановлению губернского исполнительного комитета имущество было передано отделу образования для устройства художественных мастерских.
В Курске художественное объединение основано также из кружка местных любителей живописи, возникшего в 1899 (1900) г. В отличие от Воронежа, он был неофициальным. Его инициатором был преподаватель рисования реального училища А. К. Дамберг. Кружок легально оформился как Товарищество курских художников. Правление состояло из председателя преподавателя реального училища М.Н. Якименко-Забуга, секретаря присяжного поверенного К.Г. Маслова, казначея преподавателя мужской гимназии Л.С. Сивуа и членов преподавателя учительской семинарии и реального училища В.И. Шумова, преподавателя мужской гимназии И.И. Малева.
Товарищество устраивало свои выставки ежегодно, а иногда и два раза в год — весной и осенью. Активное участие в выставках принимали местные художники А.К. Дамберг, Л.А. Квачевский, К.С. Малевич, Г.А. Шуклин и другие. Выставлял также свои работы живший в то время в Курске молодой начинающий живописец А.А. Дейнека… Многие произведения, показанные на курских выставках, имели высокопрофессиональный характер благодаря участию на них таких художников, как А.К. Дамберг. Наряду с картинами местных живописцев на курских выставках нередко экспонировались полотна известных русских художников: в 1911 г. — И.И. Левитана и Л.Л. Каменева, в 1912 г. — В.К. Бялыницкого-Бирули, в 1913 г. — В.Н. Мешкова.
После революции 1917 г. Россия вступила в полосу кардинальных изменений во всех сферах общественной жизни. Они коснулись не только политического устройства, но и отношения новой власти к творческой интеллигенции и творческим организациям. Стоит сказать, что одной из задач власти было формирование нового мировоззрения и воспитание сознательных строителей нового общества. Для реализации подобных задач и были созданы различные творческие организации. Они имели идеологическую направленность, но некоторый (хотя и небольшой) простор для выражения творческой индивидуальности все же оставался. Государство активно привлекало литераторов, музыкантов, артистов и художников к созданию нового пролетарского искусства. Крупные профессиональные творческие организации получали государственные заказы. Благодаря им члены организаций стали получать достойную оплату. Подобный симбиоз сотрудничества государства и творческих организаций позволил перевести культурный процесс на новый уровень — уровень пролетарского искусства.
Ассоциация художников революционной России (АХРР) (с 1928 г. — Ассоциация художников революции (АХР)) возникла в 1922 г. и в короткие сроки стала самым крупным объединением художников.
Характерной чертой первых послереволюционных лет в отечественном искусстве было многообразие художественных групп, объединений и союзов, представляющих разнообразные стили и направления. Некоторые из них были созданы еще в дореволюционные годы и продолжали свою работу после 1917 года (Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), «Мир искусства», Союз русских художников (СРХ), Общество им. А. И. Куинджи, «Московский салон», «Бубновый валет», «Пролеткульт»). Другие -возникли в первые годы после революции — Ассоциация художников революционной России (АХРР), с 1928 — Ассоциация художников революции (АХР), «Маковец», «Бытие», Новое общество живописцев (НОЖ), «Левый фронт» (ЛЕФ), «4 искусства», Общество художников станковистов (ОСТ), Общество московских художников (ОМХ) и др. Такой численный рост художественных объединений, несмотря на сложнейшие условия жизни, был неслучаен. Художники стремились участвовать в строительстве новой жизни и влиять средствами искусства на мировоззрение человека нового общества. Представители художественной интеллигенции не хотели находиться в стороне от судьбоносных событий, происходящих в стране. Им было необходимо доказать важность своей работы новому обществу, входить в контакт с новой властью и по возможности получить финансовую поддержку.
Художники в условиях Советской России стали самоорганизовываться. В 1917 г. художники Воронежа объединились в группу «17». В нее вошли в том числе В.И. Трофимов, В.А. Жданов, Н.А. Кондрашин, М.Д. Салтыков, скульптор Н.В. Валукинский, архитектор М.А. Озмидов и др. В 1918 г. они принимают активное участие в конкурсе революционных плакатов, где премии получили Н. Валукинский, Н. Кондрашин и М. Салтыков.
1 апреля 1918 г. по инициативе художника Б. Бессарабова в Воронеже была организована художественная школа рисования, живописи и лепки Союза учащихся. В школе было восемь художников-руководителей (из них один лектор по истории искусства) и 165 учащихся. В 1919 г. школа становится Воронежской Свободной Государственной художественной мастерской. Членами Временного совета мастерских были живописцы П. Соколов, Н. Максимов и скульптор С. Сырейщиков, которые приехали из Москвы. Кроме того, свидетельства тех лет показывают нам высокий уровень культурной среды Воронежа, сформировавшей в эти годы целый ряд известных впоследствии художников.
Организация СГХМ стала важным общегосударственным проектом послереволюционных лет. Свободное художественное образование как значимая часть художественной политики нового государства вводилось в столицах и в крупных региональных центрах, формируя первую в истории России единую сеть государственных художественных школ. Своим созданием они во многом обязаны усилиям Московской художественной коллегии ИЗО Наркомпроса, в которой активную роль играли такие личности как В. Кандинский, ИО. Розанова, В. Татлин, и др.
Тамбовские СГХМ были созданы в феврале 1919. В их создании участвовал московский скульптора Б.В. Лавров. Он предполагал создать три группы мастерских, по отраслям искусства, объединяющих в себе более узкоспециализированные мастерские: I. Архитектурная: 1) макетно-модельная, 2) архитектурно-проектировочная, 3) камнеобделочная, 4) деревообделочная, 5) металлообделочная, 6) новых материалов; II. Скульптурная: 7) скульптурно-лепная, 8) литейная, 9) керамическая, 10) формовочная; III. Живописная: 11) живописная, 12) малярная, 13) декоративная, 14) штукатурно-мозаическая. Осенью 1919 г. Лавров отказывается от должности уполномоченного мастерских и уезжает из Тамбова. Нехватка педагогических кадров и материальных средств, а также отсутствие в Тамбове глубоких традиций художественных ремесел не позволяют мастерским реализовать принципы синтеза искусств в полном объеме. Тем не менее, Тамбовские СГХМ успешно проработали до 1922 г., став первыми в истории региона высшими художественными учебными заведениями.
В 1918 г. в г. Козлове Тамбовской губернии возникла коммуна творчества козловских художников. Она возникла по инициативе местного художника А.М. Герасимова, вернувшегося из армии. В нее вошли художники С. Архипов, С. Варсонофьев, А. Кирпичев и др. Члены коммуны писали плакаты, оформляли декорации к первой годовщине Октября. В 1919 г. Коммуна козловских художников — одно из первых провинциальных художественных объединений не только Центрального Черноземья, но и всей России. В 1922 г. бывшие члены коммуны организовали ассоциацию художников «Стрелец». Она просуществовала в городе один год. В 1918 г. организовалось Товарищество художников в Тамбове, где создавались произведения наглядной агитации: лозунги, транспаранты, панно, плакаты, портреты деятелей революции, которые вывешивались в рабочих клубах. К празднованию первой годовщины Октябрьской революции художники занимались оформлением города. В сентябре 1918 года в Тамбове прошла первая учредительная конференция Пролеткульта. В городе была организована студия изобразительного искусства.
В 1919 г. в Воронеже прошла выставка картин различных течений «Искусство». Художники объединились при Художественном подотделе губернского отдела образования «АгитИЗо». В 1921 г. открывается выставка С.М. Романовича. Она была приурочена к открытию Воронежского художественного музея. Она демонстрировала для Революционного отдела около двадцати произведений: монументальные полотна, портреты, графические листы, барельеф «1905 год» (Все экспонаты выставки погибли в период оккупации Воронежа в 1942 г.). В 1923 г. группа воронежских художников участвует на Всероссийской художественной выставке. Н.Г. Юргенсон и Н.В. Валукинский получили дипломы. В 1924 г. была организована выставка Е.А. Валукинской в пользу Международной организации помощи борцам революции. В 1925 г. в Воронеже состоялась значимая для города художественная выставка, посвященная 20-летию Первой русской революции 1905 года. На ней довольно широко была представлена живопись художников — преподавателей местного училища. Также были организованы выставки «10 лет Красной Армии», «10 лет Октябрьской революции». Основным ядром тематических выставок являлись С.М. Романович, Н.И. Бессарабова, Н.В. Валукинский, Н.А. Кондрашин и др.
Выставки проходили и в других губернских городах. Так в Курске до 1926 г. проходили выставки, которые организовывали члены Товарищества курских художников.
В Центральном Черноземье в 1920-е годы оформились и отделения Всероссийских художественных объединений — Ассоциации художников революционной России (АХРР) и Объединение молодежи Ассоциации художников революционной России (ОМАХРР).
АХХР организована 1 мая 1922 г. для отображения Октябрьской Революции и нового быта в произведениях искусства; развития реалистического направления в изобразительном творчестве. Ассоциация устроила ряд выставок, посвященных быту рабочих (1922), Ленину (1923) и др. Выставки объединили значительное количество художников, примыкавших ранее к различным течениям и группам. С седьмой выставки, открывшейся 8 февраля 1925 г. под названием «Революция, Быт и Труд», выставочная деятельность АХРР приобрела массовый характер, который сделал ее через несколько лет центром притяжения активнейших сил молодых художников. Филиал АХРР в Тамбове образовался в 1925 г. Первая большая выставка тамбовских художников состоялась в апреле 1927 г. Среди художников, которые приняли наиболее активное участие в ней, А.В. Фонвизин, В.Г. Белоцветов, А.Н. Нестеров, Н.А. Отнякин, П.Д. Мягков, А.П. Савинов, Г.А. Сметанин, Н.А. Андреев.
В 1928 г. АХХР, как мы отмечали выше, изменила своё название и стала именоваться Ассоциацией художников революции (АХР).
Тамбовский филиал АХР провел выставку работ. Пресса особо выделяла работу непрофессионального художника И.И. Симакова: «Под его кистью кузнечный цех живет кипучей и полной жизнью». 1 февраля 1928 г. Тамбовский филиал открыл трехгодичные художественные курсы с двумя отделениями: декоративном и станковым. На курсы было принято 58 человек. В 1929 в филиале насчитывалось 18 членов. Филиалы АХХР (АХР) были также в Воронеже, Орле, Козлове.
ОМАХР основано по инициативе ленинградских и московских студентов. Поддерживало декларацию АХРР, выступало за развитие станковой живописи. Существовало при АХРР в качестве автономной организации с собственным уставом и структурой. Филиалы ОМАХР были в Воронеже, Орле, Тамбове. Члены Общества участвовали в крупных групповых выставках: «Жизнь и быт детей Советского Союза» (1929), 1-й и 2-й передвижной выставке Наркомпроса (1929, 1930). Были организованы отдельные выставки в Воронеже (1926, 1927, 1928,1930), Орле (1929), Тамбове (1931).
В 1930 г. было изменено законодательство об общественных организациях и союзах, началась их перерегистрация. 23 апреля 1932 г. издано Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» объединившее существовавшие литературные и художественные группы в единые творческие союзы. Данный нормативно-правовой акт завершил художественный плюрализм и ознаменовал унификацию общественной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение художественных объединений в Центральном Черноземье происходило параллельно с развитием художественного образования в российской провинции. Возникали художественные кружки, рисовальные школы, которые консолидировали местных художников, преподавателей изобразительного искусства и любителей живописи. В числе первых оформился кружок в Воронеже (1892), одновременно была создана и Воронежская бесплатная рисовальная школа, которая станет центром художественного образования.
Художественные объединения различной степени общественного участи возникли и в Курске, Орле, Тамбове.
Революция привела к ликвидации старых художественных объединений и возникновению новых объединений. Период 1920-х годов станет период творческих исканий художников. Свободные художественные мастерские станут центрами подготовки русских авангардистов.
СГХМ получают статус высших художественных школ. Воронеж станет одним из центров русского авангарда, где сформировалась целая плеяда талантливых художников.
Коммуна творчества козловских художников станет одним из первых художественных объединений русской провинции с её основателем М.М. Герасимовым с 1939 по 1954 г. Герасимов являлся председателем Союза художников СССР. В 1943 г. он стал одним из первых художников, удостоенных учреждённого в том году почётного звания «Народный художник СССР». Художник А.М. Герасимов считался одним из самых любимых художников Иосифа Сталина.
См. Художественная жизнь Центрального Черноземья в XIX-ХХ вв.
Источники:
- Бахтин В.И. Художественные объединения Центрального Черноземья в конце XIX — первой трети ХХ века // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2020. №6 (8).
- Строй Л.Р. Художественные общества Сибири первой трети ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. №6.
- Царёв И.С. Деятельность ассоциации художников революционной России в Среднем Поволжье в 1923-1932 гг // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. 2019.
- Шишин М.Ю., Дариус Е.И. Алтайское художественное общество (1918-1920) и его наследие в собрании алтайского художественного музея. 2016.