Эволюция исторических взглядов М.А. Бакунина, пройдя путь от критического восприятия действительности, через революционно-демократический этап, в конечном счете, подошла к идеологии радикального анархизма.  Анархизм – это разновидность социалистической мысли, основа которой заключена в создании общества будущего, организованного на принципах равенства и справедливости. В отличие от других направлений социалистической мысли, таких как народничество и марксизм, анархическая идеология делает акцент на понятии «анархия», т.е. безвластие. Также важными составляющими идеологии анархизма являются футурология, раскрывающая идеал общества будущего  и теория революции, показывающая способ осуществления идеала в условиях существования государства.

М.А. Бакунин отрицал тождество понятий общество и государство. Он считал, что общество – это естественная форма существования человечества, как органической части природы. Человеческое общество довольно долго и вполне благополучно существовало без государства. Государство, по его мнению, возникло искусственным путем и является своего рода болезненным наростом на теле общества.

М.А. Бакунин отрицательно относился к договорной теории образования государства, так как никакой договор не мог привести к образованию государства. По его мнению, в природе существуют объективные предпосылки, которые при благоприятных обстоятельствах приводят к возникновению государственной форме существования общества. Это  — борьба за существование и вытекающий из нее «властнический инстинкт», присущий всем людям. Борьба за существование приводит к соперничеству и конкуренции среди людей. «Властнический инстинкт», т.е. власть, обеспечивает стремление одних людей доминировать над другими. Благоприятные условия, по мнению идеолога анархизма, лежат скорее в сфере психологии, так как именно невежество, тупость, социальная апатия и рабские привычки позволяют «властническому инстинкту» надеть на общество кандалы государства.

Следует отметить, что сущность понятия анархия заключена в категории «безвластие». Именно власть, по мнению анархистов, приводит к существованию всех негативных социальных явлений. Социальным выражением власти в человеческом обществе является государство, состоящее из законодательства, судебной системы и аппарата управления.

Категория «власть» является основой политических воззрений М.А. Бакунина. Идеолог анархизма считал, что от властных отношений в обществе появились социальная неравенство, привилегированный класс и государство, т.е. власть – главная причина всех социальных катаклизмов. М.А. Бакунин был убежден, что любая власть создает привилегии для ее обладателей. «Человек, политически или экономически привилегированный, — писал М.А. Бакунин, — есть человек развращенный интеллектуально и морально. Вот социальный закон, не признающий никакого исключения».[1]  Поэтому, наивно считал М.А. Бакунин, следует всем избавиться от власти, и она, как явление навсегда покинет человеческое общество. Отрицая власть, М.А. Бакунин, отвергал и ее различные вариации, в частности политическую власть. Он считал, что политическая власть также основана на принуждении, следовательно, является антагонистом свободе.

М.А. Бакунин, разрабатывая свою теорию борьбы с существующим строем, неизбежно должен был обращаться к данным исторической науки. При этом он обязан был критически отнестись к выводам историков-государственников. Анализируя взгляды ученых, М.А. Бакунин пришел к новым положениям, которые легли в основу его историософии.

Размышляя о направленности исторического процесса, М.А. Бакунин, так же как и А.И. Герцен, совершенно справедливо приходил к выводу о прогрессивности данного явления. Идеолог анархизма рассматривал историю человечества как движение от «царства животности» к «царству свободы, к человечности». Основополагающими факторами первого царства М.А. Бакунин считал религию, возникшую благодаря мышлению человека, и государство, опирающуюся на религию.  История общества, по его мнению,  была  лишь вечным и кровавым приношением бедных человеческих существ в жертву какой-либо безжалостной абстракции: бога, отечества, могущества государств, национальной чести. Второе царство, считал М.А. Бакунин, должно было возникнуть в будущем на основе анархического коммунизма.

Рассматривая историю человечества как единое целое, М.А. Бакунин выделял определенные периоды ее развития. Генезис человеческого общества М.А. Бакунин правильно видел в первобытно-общинном строе, когда «в начале истории, как и ныне у диких народов, не было ни наций, ни национальных языков…- не было отечеств в политическом смысле слова… Это было ничто иное,… как расширившаяся семья…».[2]  Следующий период в развитии человечества М.А. Бакунин вполне правомерно считал рабовладельческим, т.к. «Когда эксплуатация животных стала недостаточной, люди стали эксплуатировать землю. Таким образом, бродячие и кочевые народы обратились в народы земледельческие. В этот период истории и устанавливается,… рабовладельчество».[3]

Таким образом, М.А. Бакунин считал, что существуют объективные и субъективные предпосылки образования государства. Объективные предпосылки заключены в существовании закона борьбы за существование и инстинкта власти. Субъективная причина заключена в рабской психологии масс, позволяющей навязать себе государственную форму правления.

 

Авторы: Сафронов О.С., Неробеева В.И. 

Примечания:

[1] Бакунин М.А. Государственность и анархия. // Философия. Социология. Политика. – М., 1989. – С. 255.

[2] Бакунин М.А.. Избранные сочинения. Т.4. – П.-М., 1920. – С. 100.

[3] Бакунин М.А.. Избранные сочинения. Т.4. – П.-М., 1920. – С.108.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *