Перспективы динамичного развития экономики воронежского региона тесно связаны с состоянием его промышленности. И хотя современные тенденции таковы, что сфера услуг развивается опережающими темпами по сравнению с промышленным сектором, мы все же начнем обзор именно с индустриального сегмента. Промышленный потенциал Воронежской области к 1980-м годам был довольно высок.
Высокотехнологичные предприятия, на которых был занят квалифицированный персонал мирового уровня (в частности, на авиационном заводе, на Нововоронежской АЭС, в секторе космической техники, средств связи, производства синтетических каучуков и т.д.), стали в воронежской экономике обычным явлением. Соответственно, высоким был спрос на труд инженерно-технических работников и элитных рабочих.

Это был не просто спрос, который предполагал повышенную заработную плату и премии; воронежские промышленные гиганты готовы были предоставлять наиболее востребованным категориям сотрудников квартиры и общежития, особые условия труда, подъемные средства, получение дополнительной профессиональной подготовки, стажировки, занятия научной деятельностью и обучение в аспирантуре. К началу 1990-х годов воронежская экономика располагала многочисленными контингентами высокопрофессиональных инженеров и техников, рабочих и ученых, а также вспомогательного персонала и молодых сотрудников.

Однако уже в годы брежневского застоя и горбачевской перестройки начинается постепенная деградация промышленного потенциала Воронежской области, – предприятия большинства отраслей промышленности своевременно не модернизировались, основные фонды все больше изнашивались, надлежащая замена устаревших технологий не проводилась. При этом новые промышленные предприятия, начиная со времен перестройки, в эксплуатацию не вводились. За годы реформ многие крупные предприятия области (в том числе предприятия ВПК) в значительной степени утратили свой былой потенциал, морально и физически устарели.

Такова точка отсчета, от которой нам придется отталкиваться при определении перспектив развития промышленности воронежской области. Оценку произведем по наиболее значимым для региональной экономики отраслям. Проследим динамику индексов промышленного производства по Центральному федеральному округу, Воронежской и Белгородской области за последние 15 лет (см. диаграмму на рис.1).

Рис.1. Индексы промышленного производства по ЦФО, Воронежской и Белгородской области (в процентах к предыдущему году; Росстат, Промышленность России 2010).

Рис.1. Индексы промышленного производства по ЦФО, Воронежской и Белгородской области (в процентах к предыдущему году; Росстат, Промышленность России 2010).

Из диаграммы видно, что индекс промышленного производства Воронежской области за последние годы примерно соответствует усредненным показателям по ЦФО. Это обстоятельство свидетельствует о том, что не только воронежская промышленность постепенно разрушается и утрачивает свой потенциал. Аналогичные явления характерны и для других регионов России. Однако в посткризисный период, т.е. после 2008-2009 гг., наметилось некоторое отставание воронежской экономики от показателей ЦФО и особенно Белгородской области.

Вместе с деиндустриализацией воронежского региона происходит эрозия контингентов квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала. В связи с падением объемов производства персонал воронежских предприятий сокращается и перетекает в сферы торговли, обслуживания и предоставления услуг. Выбытие квалифицированных работников не замещается выпускниками соответствующих профессионально-технических училищ, техникумов и колледжей, так как система подготовки данных контингентов для промышленности ныне находится в неудовлетворительном состоянии.

Отсюда следуют два важных вывода:

во-первых, для создания благоприятных перспектив развития экономики Воронежской области требуется интенсивное развитие промышленного потенциала на базе передовых технологий, с созданием большого количества новых рабочих мест с высокой оплатой труда;

во-вторых, негативные тенденции деиндустриализации Воронежской области, упадок системы профессионально-технического образования и падение численности населения, могут серьезно осложнить решение задачи по восстановлению местной промышленности, по созданию новых (в том числе совместных) производств.

В сложившейся очень непростой ситуации по развитию новых направлений бизнеса, по привлечению средств местных, иногородних и зарубежных инвесторов, специфические маркетинговые и координирующие функции ложатся на местное самоуправление и региональную власть, которые пока не могут похвастаться большими достижениями на этом направлении.

По своей структуре экономика Воронежской области индустриально-аграрная, поэтому обратимся к анализу пищевой промышленности и аграрного производства.

Пищевая промышленность. Как нами отмечалось выше, после дефолта 1998 г. предприятия пищевой отрасли Воронежской области получили хороший шанс для увеличения своей доли на местных рынках и экспансии на рынки других российских регионов. Большая часть пищевых предприятий этой возможностью воспользовалась и нарастила объемы выпускаемой продукции и свое присутствие на рынках. В то же время следует отметить и факторы, препятствующие динамичному развитию воронежских пищевых предприятий: во-первых, уже в 2001 г. эффект девальвации рубля был практически исчерпан и импорт пищевых продуктов в Россию вновь увеличился, и, во-вторых, последствия подорожания доллара использовали пищевые предприятия из других областей (Белгорода, Липецка, Москвы и др.), которые вступили в жесткую конкуренцию с местными производителями.

Усиление конкуренции с одной стороны и увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства (мяса, молока, сахарной свеклы, подсолнечника и т. д.) определит положение воронежских пищевых предприятий на местных, межрегиональных и международных рынках. В новых условиях изобилия предложения пищевых продуктов в торговой сети победить в конкурентной борьбе смогут лишь те предприятия, которые продемонстрируют эффективные способы хозяйствования, – то есть будут обеспечивать своим товарам надлежащее качество, внедрять в практику действенные методы управления и маркетинга, проводить собственные научные исследования и продвигать на рынки новые продукты.

Вместе с тем воронежским пищевым предприятиям необходимо привлечь в целях собственного развития новых акционеров (и, соответственно, финансовые ресурсы). Для того чтобы получить такие финансовые средства, предприятиям отрасли придется провести большую работу по обеспечению информационной прозрачности (транспарентности) всех сфер деятельности АО, по защите прав миноритарных акционеров и развитию рынка ценных бумаг. Кроме того, необходима целенаправленная работа по созданию отраслевых объединений, вертикально и горизонтально интегрированных холдингов (в том числе с привлечением иностранного капитала). Крупным холдинговым структурам и финансово-промышленным группам гораздо легче малых и средних предприятий решать проблемы инвестирования, капитального строительства, сглаживать сезонный характер производства и торговли многих видов сельскохозяйственных и пищевых товаров.

Одной из центральных задач по привлечению внешних инвесторов является личное участие первых лиц исполнительной власти воронежских городов и губернатора для поддержки инноваций и исключения поборов с иностранных и местных предпринимателей. Известно, что общий уровень коррупции в нашей стране очень высок (на 2011 год это 63 место в мире, между Марокко и Филиппинами). К сожалению, он высок и в нашем регионе. А это означает, что эксперты оценивают инвестиционную привлекательность Воронежской области как пониженную с умеренным риском.

Среди регионов России область занимает 18-ое место по инвестиционному риску и 25-ое по инвестиционному потенциалу. Наименьший риск – экономический, наибольший – криминальный. В то же время специалисты отмечают, что регион обладает повышенным инновационным потенциалом. Участие мэров и губернатора в наиболее значимых проектах в виде постоянного курирования представляется совершенно необходимым для ограждения инвесторов от зарвавшихся чиновников и представителей силовых структур.

Если выполнить в сжатые сроки весь обозначенный нами комплекс мероприятий не удастся, то пищевая промышленность Воронежской области станет постепенно увядать; более конкурентоспособные предприятия из других регионов (особенно из Белгородской области), а также иностранные компании будут вытеснять воронежских производителей, снижая долю последних на рынках. Одновременно может происходить процесс скупки (поглощения) неэффективных воронежских предприятий внешними инвесторами как с целью улучшения их работы, так и с целью полной ликвидации приобретенных предприятий.

Какой из этих сценариев возобладает, покажет ближайшее будущее. В настоящее время есть целый ряд признаков того, что воронежские предприятия пищевой отрасли не выдерживают конкуренции и постепенно сдают свои позиции, то есть преобладающая часть местных предприятий в краткосрочной перспективе попадет (или уже попала) под внешний контроль и управление.

Военно-промышленный комплекс. Воронежские предприятия оборонной отрасли более всего пострадали в результате проводимых экономических реформ. Наиболее сильно переход к рыночной экономике ударил по предприятиям-производителям микроэлектроники, компьютерной техники (НПО «Электроника», завод «Процессор»), электротехнических изделий, радио и видеотехники, элементной базы (заводы электроламповых приборов, «Электросигнал», «Видеофон» и др.).

Причины такого неудовлетворительного положения дел хорошо известны и уже отчасти упоминались нами выше, – это ориентация многих предприятий на сугубо военные заказы (которые в годы реформ существенно сократились или прекратились вовсе), проблемы с конверсией и акционированием и т.п. В итоге оборонная отрасль, которая к началу 90-х гг. давала 76 % валового внутреннего продукта Воронежской области, попала в тиски кризиса. К 2001 г. загрузка местных предприятий оборонного комплекса составляла лишь 46%, а общая доля налоговых поступлений от промышленных предприятий не превышала 45 %.

Каковы же перспективы развития воронежского ВПК? Следует ли ожидать дальнейшего ухудшения в оборонной отрасли? На наш взгляд, самый трудный период структурных реформ на воронежских предприятиях ВПК уже позади. Хотя и с потерями, но из кризиса уже вышли такие заводы, как ВМЗ, КБ «Химавтоматика», ВАСО и ряд других. Хотя следует отметить, что есть и такие предприятия, которые прекратили свое существование. Наиболее известные из них — НПО «Энергия», часть заводов радиопромышленности и НПО «Электроника». Всем им пришлось искать новые ниши на потребительских рынках, продавать часть активов или осуществлять совместные проекты с зарубежными партнерами. Причем многим оборонным предприятиям пришлось радикальным образом изменять виды производственной деятельности и ассортимент выпускаемой продукции. Так, например, хотя ВАСО за 2001 г. не выпустило ни одного нового авиалайнера, а занималось в основном ремонтом и модернизацией действующего самолетного парка, однако сумело совместно с КБ «Ильюшин», Ташкентским авиазаводом им. Чкалова и компанией «Аэрофлот» осуществить совместный проект по запуску в серию с 2003 г. самолетов с улучшенными характеристиками.

Во многом переориентировались на гражданскую продукцию ВМЗ, заводы электронной промышленности, и ряд других предприятий. За годы экономических реформ предприятия воронежского ВПК освоили функции, не свойственные им ранее – такие, как исследование рынков, создание эффективных сбытовых структур и служб маркетинга, поиск и удовлетворение нужд рядового потребителя.

Иными словами, годы реформ, ставшие периодом серьезных испытаний, не прошли для предприятий ВПК напрасно. Трудности закалили руководителей и персонал оборонных предприятий, сделали их более гибкими и цепкими, готовыми использовать малейшую возможность для получения заказов и открытия для себя новых рынков.

Конечно, у предприятий ВПК имеются не до конца разрешенные проблемы: передача объектов социально-бытового назначения на баланс города, отток квалифицированных кадров, износ основных фондов, финансовые проблемы. Однако указанные трудности, как нам думается, будут в ближайшем будущем разрешены при согласованных действиях местной и федеральной власти. Вероятнее всего, министерства и ведомства в краткосрочной перспективе пойдут по пути акционирования оборонных предприятий,[4] частичной распродажи неэффективных предприятий и их имущества. К настоящему времени уже преодолено бытовавшее ранее представление, что выполнять оборонный заказ могут лишь государственные унитарные предприятия. Переход к акционерным формам в оборонной сфере – явление новое; с годами оно будет развиваться и набирать силу.

Малое предпринимательство в промышленности. В годы становления рыночной экономики промышленное предпринимательство заняло непропорционально малое место по сравнению с торгово-посреднической деятельностью. Это произошло по вполне понятным причинам, – в период накопления капитала деньги значительно легче сделать в сфере торговли или оказания услуг, так как такая деятельность менее капиталоемка, не столь рискованна и зачастую не требует высокой квалификации.

Организация промышленного производства требует от предпринимателей значительных финансовых затрат на закупку и монтаж оборудования, на аренду или строительство производственных помещений, на обустройство сбытовой сети и т.д. Помимо того, оборачиваемость капиталов в промышленности ниже, чем в торговле и на финансовых рынках, промышленные фирмы более чувствительны к инфляции, чрезмерному налогообложению и поборам естественных монополистов. Все названные причины и обусловили недостаточное развитие сети малых предприятий в сфере промышленного производства.

Неудовлетворительное развитие малого предпринимательства в промышленности сильно вредит воронежской экономике. Очень многие товары, которые могли бы быть произведены на территории Воронежской области (в том числе в виде совместного производства), торговые организации и индивидуальные предприниматели завозят из других регионов или из-за границы. Речь идет, в первую очередь, о таких массовых товарах, как одежда, верхний и нижний трикотаж, обувь, зубная паста, производство запасных частей к автомашинам и проч. Большие пробелы в становлении данного сектора воронежской экономики наиболее негативно действуют по двум направлениям:

регион затрачивает значительные денежные средства на покупку тех товаров, которые местные предприятия могут производить самостоятельно по конкурентоспособным ценам;

не создается достаточного спроса на рабочую силу в сфере промышленного производства, не образуются новые рабочие места.

Иными словами, там, где можно заработать предприятиям региона, напротив, теряются значительные суммы.

Перспективы развития малого предпринимательства в промышленности Воронежской области в ближайшее десятилетие, на наш взгляд, достаточно благоприятные (хотя и не радужные). Несмотря на все препоны (высокие налоги, произвол чиновников), эта отрасль воронежской экономики будет поступательно развиваться, так как в торгово-посреднической сфере и индустрии оказания услуг рынок близок к насыщению (при ныне существующих доходах и покупательных возможностях населения). Таким образом, снижение рентабельности в перечисленных отраслях заставит капитал перемещаться в промышленное производство. Скорость и формы этого перемещения будут во многом зависеть от позиции местной законодательной и исполнительной власти. Если властям удастся создать благоприятную налоговую среду, защитить предпринимателей от поборов и произвола, внедрить в практику лизинговые схемы, то промышленное предпринимательство будет развиваться успешно. Если этого не произойдет, то промышленное предпринимательство станет развиваться по «серым» сценариям, – через «теневой» рынок, без должной регистрации предприятий, с тотальным уходом от уплаты налогов, с подкупом госчиновников и должностных лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *