В последние годы воронежцы проявляют всё больший интерес к истории и развитию своего родного города. И если в 1990-е и 2000-е годы люди концентрировались на бытовых делах, на повышении уровня жизни, на практических вопросах вообще, то теперь наступает время духовного возрождения, пробуждения сознания и стремления к чему-то большему, чем хлеб насущный. Историей градостроительства, обустройства скверов и памятников, возведения храмов и знаковых зданий Воронежа интересуются не только жители областного центра и районов области, но и многие другие люди из России, ближнего и дальнего зарубежья, чьи родственники и близкие происходят из Воронежского края.
Для всех тех, кто хочет укрепить свои знания о Воронеже, почерпнуть что-то новое из его богатой истории, мы подготовили подборку фотографий о нашем городе, снабдив их короткими комментариями. Последние бывают необходимы многим читателям, поскольку улицы Воронежа сильно изменились за последние 100 лет; старый Воронеж порой трудно узнаваем в новой архитектуре, планировке улиц, в комплексах вновь построенных зданий, городских парковых пространств и инновационных ландшафтных решений.
Итак, начнём наше увлекательное путешествие.
Дореволюционный Воронеж
Перенесёмся в центр города — в то место, которое мы сейчас называем площадью Ленина. В конце XIX века, естественно, у площади было другой название — она именовалась Староконной площадью. Именно её (вернее, её угол) мы видим на открытке начала ХХ века. Пути для конного трамвая (конки) идут по улице Плехановской. Конные экипажи ожидают клиентов почти напротив Кольцовского сквера. На месте одноэтажного здания справа ныне стоит здание бывшей гостиницы «Воронеж», украшенной башней с часами. Вместо собора и колокольни, снесённых в 1959 году, ныне расположено здание НИИ связи (корпус концерна «Созвездие»).
Сам снимок неизвестный фотограф сделал с высоты водонапорной башни, которую в 1869 году возвели на средства купца Кряжова — он пожертвовал из личных денег 150 тысяч рублей — гигантскую сумму по тем временам.
На картине художника того времени мы можем увидеть и саму водонапорную башню, с которой был сделан выше приведенный снимок. Поскольку Староконная площадь была торговой, мы видим на ней воронежцев, которые осматривают, покупают и продают различные товары. Слева изображена Одигитриевская часовня, которую возвели рядом с водонапорной башней благодарные воронежцы, молившие Богоматерь об избавлении от холеры. Когда смертоносная эпидемия ушла, на народные пожертвования была возведена часовня — её разрешила построить городская Дума.
Надо сказать, что эпидемии холеры были ужасным явлением для Воронежа XIX века. Так, эпидемия холеры, начавшаяся 17 июня 1831 года, унесла жизни шестой части населения города — об этом сообщает известный воронежский историк и краевед Г.М. Веселовский. В течение последующего полувека эпидемии холеры вспыхивали в Воронеже ещё несколько раз.
Рынок на Староконной площади был в советское время ликвидирован, поскольку площадь, получившая вначале наименование площади 20-летия Октября (а затем, после Великой Отечественной войны, в апреле 1956 г., площади Ленина) стала витриной Центрально-Чернозёмной области, просуществовавшей с 1928 по 1934 гг.
На снимке первой половины 1920-х годов мы видим, что водонапорная башня и Одигитриевская часовня ещё существовали, но в середине 1920-х были снесены (часовню снесли в 1925 г.), поскольку центр города решено было преобразить. Спустя несколько лет, после образования в 1928 г. ЦЧО, на площади появился огромный Обком партии.
Взглянуть на Староконную площадь с иного ракурса нам позволяет другая открытка начала ХХ века. На ней мы видим водонапорную башню и напротив неё Кольцовский сквер.
Если мы взглянем на более ранние изображения Староконной площади, до постройки водонапорной башни, то нам представится следующий вид.
На заднем плане мы видим Митрофановский монастырь, на самой площади — лошадей, справа виден Кольцовский сквер.
Одной из главных достопримечательностей старого Воронежа был Митрофановский монастырь (см. фото ниже), который располагался в самом начале улицы Плехановской. Комплекс Митрофановского монастыря сильно пострадал в ходе военных действий 1942-1943 гг. и был снесён в послевоенное время. На его месте ныне расположен главный корпус ВГУ.
Митрофановский монастырь известен также и тем, что здесь несколько месяцев работал помощником садовника Максим Горький. Было это в 1891 году. Сейчас на здании ВГУ установлена мемориальная доска, удостоверяющая этот факт.
У Митрофановского монастыря собирались сотни паломников, проделавших долгий путь, чтобы помолиться рядом с мощами святителя Митрофана.
20 ноября 1845 года в Воронеже был торжественное открыт Михайловский кадетский корпус, который был построен на средства местного помещика, генерала Николая Дмитриевича Черткова. Своё название «Михайловский» кадетский корпус получил по просьбе Н.Д. Черткова, который пожелал дать такое наименование военно-учебному заведению по имени Великого князя Михаила Павловича, бывшего главой всех военно-учебных заведений Российской империи.
Перед зданием Михайловского кадетского корпуса на фото вверху мы видим обширное пространство, которое было отведено под плац. После революции плац был превращён в площадь имени III Интернационала. В 1940 году пыльная площадь III Интернационала была превращена в детский парк, который сильно пострадал в годы фашистской оккупации Воронежа. 18 июля 1954 года парк был восстановлен и получил название «Орлёнок».
В 1859 году на Большой Дворянской улице для Губернской мужской гимназии было возведено узнаваемое здание, которое в настоящее время входит в комплекс Воронежского государственного университета инженерных технологий.
В 1860 году в Воронеже был открыт первый городской памятник императору Петру Великому (раскрашенная открытка представлена ниже). Торжественное открытие состоялась 30 августа по старому стилю. Местная газета писала тогда: «В 10 часов утра участвующие в торжестве открытия памятника войска заняли назначенные им места… При пении «Вечная память» вдруг отпали завесы, закрывавшие памятник, и в то же время войска отдали честь, а артиллерией произведена пальба 101 выстрелом».
Чуть позднее в Воронеже появился второй памятник — на этот раз посвящённый поэту Алексею Васильевичу Кольцову. Торжественное открытие памятника произошло 27 октября (9 ноября по новому стилю) 1868 года.
Памятник другому воронежскому поэту — Ивану Саввичу Никитину был открыт в присутствии многотысячной толпы 16 октября 1911 года.
В 1901 году в Воронеж переехал и купил себе дом на берегу реки известный цирковой артист Анатолий Дуров. В настоящее время в городе действует его Дом-музей.
Следует отметить, что воронежский дом-усадьбу Анатолия Леонидовича Дурова передала в дар государству (завещала «Союзцирку» в 1964 году) Елена Робертовна Гертель, гражданская супруга артиста и его партнёр по выступлениям под сценическим именем BellHelen (Прекрасная Хелен).
Крупнейшими предприятиями дореволюционного Воронежа были завод Столля (впоследствии ставший заводом им. Ленина), завод Рихарда и Ядвиги Поле (завод им. Коминтерна), Отроженские железнодорожные мастерские (вагоноремонтный завод им. Тельмана), а также Казённый склад вина (винзавод).
Изображённое на фотографии выше реальное училище знаменито тем, что именно здесь учился молодой воронежский паренёк из семьи машиниста по фамилии Пожаров.
Поскольку Саша Пожаров был дерзок и остёр на язык, его из училища отчислили (за оскорбление надзирателя). Но нет худа без добра — из этого способного юноши вместо хорошего мастерового вышел великий драматический актёр, который затем сменил фамилию — впоследствии он стал Александром Остужевым, в советское время — народным артистом СССР и лауреатом Сталинской премии. Имя Остужева ныне носит одна из улиц Воронежа.
В конце XIX — начале ХХ века в Воронеже стал активно развиваться банковский сектор. В центре города было построено здание Воронежского коммерческого банка, представленное на фото ниже.
Это здание в видоизменённом виде сохранилось до наших дней — его надстроили и теперь оно используется в качестве Дворца бракосочетания.
В конце XIX — начале ХХ века многие каменные здания Воронежа, расположенные в центральной части города, принадлежали купцам, которые делали на них бизнес. Кто-то просто сдавал внаём комнаты постояльцам, кто-то организовывал в своих домах гостиницы, рестораны, магазины. Один из таких домов, сохранившийся до нашего времени в перестроенном виде по проспекту Революции, 47, принадлежал купцу Н.А. Михайлову (см. фото ниже).
Михайлов торговал ювелирными изделиями. Для привлечения внимания публики он не только размещал наружную рекламу и рекламу в газетах, но и завлекал покупателей выносными башенными часами. Эти оригинальные часы, именуемые в кругах воронежцев Михайловскими, были установлены возле магазина в середине 1890-х гг. Стилизованная конструкция имела три циферблата и приводились в действие механизмом, установленным внутри дома.
Воронеж в довоенное время
После Октябрьской революции 1917 года развитие Воронежа и области резко видоизменилось. По завершении гражданской войны Советская власть сделала акцент на ликвидацию безграмотности и образование, проведение индустриализации, коллективизации и культурной революции. Существенному пересмотру подверглась система градостроительства и архитектуры Воронежа, который стал в 1928 году столицей Центрально-Чернозёмной области.
Перепланировку столичного Воронежа начали с центральных улиц и площадей. На снимке, приведенном выше, мы видим завершение строительства здания «Утюжка». Внизу ещё работает двухэтажный магазин, который позже будет снесён, а на его месте вырастет стеклянный корпус кинотеатра «Пролетарий». Здание регионального отделения Госбанка (справа) и ныне находится на своём месте.
23 октября 1937 года в Воронеже была открыта государственная филармония. Под филармонию было использовано здание Дома санитарной культуры, который до революции 1917 года был Дворянским собранием. Здание Воронежской государственной филармонии, располагавшееся по улице Чайковского, не сохранилось. После Великой Отечественной войны на его месте был построен жилой дом.
На довоенной фотографии здания Юго-Восточной железной дороги мы видим несколько иной вид привычного нам корпуса, на котором в первоначальном варианте отсутствует башня с часами и колонны, которые в 1950-х годах привели в негодование первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. Он был крайне недоволен послевоенной реставрацией и модернизацией здания ЮВЖД, произведённой архитектором Н. Троицким (см. фото в разделе «Послевоенное время»).
Военное время
В июле 1942 года в Воронеже начались кровопролитные бои. Фашисты удалось занять правобережную часть города, но Левый берег они взять так и не смогли.
Огромное здание Обкома ВКП(б) было возведено во время существования Центрально-Чернозёмной области (1928-1934). Центральная площадь Воронежа была тогда серьёзно реконструирована — многие здания вокруг были снесены, планировка была выдержана в стиле новой советской культуры, с памятником В.И. Ленину в центральной части, с местом для проведения многолюдных митингов и демонстраций.
Жизнь здания Обкома ВКП(б) оказалась совсем недолгой — чуть более 10 лет. В январе 1943 года Обком взорвали фашисты, отступавшие из Воронежа. Памятник Ленину был немцами демонтирован и вывезен для переплавки.
Здание театра музыкальной комедии (ныне Театр оперы и балета), построенное в сентябре 1931 года, сильно пострадало, но устояло и было реставрировано в послевоенное время. На фотографиях, приведенных выше, мы видим здание театра с выгоревшей крышей, повреждённое бомбёжками и обстрелами.
На фотографии, представленной ниже, мы также видим главную площадь города, уже после того, как гитлеровцы похитили памятник В.И. Ленину.
От бомбёжки пострадало и здание «Утюжка», бывшее лицом города в 1930-х годах. Знаменитый универсальный магазин, построенный по проекту архитектора А.И. Попова-Шамана, уже не подлежал восстановлению в прежнем, довоенном виде.
Послевоенный Воронеж
Воронеж в новейшее время